Кто такой Сергей Есенин? Для поэтов ХХ века он был собеседником, идеалом, мерой эстетического вкуса и совершенства. Сегодня он поэт, о котором знает каждый русский человек: белые кудри и голубые глаза врезаются в память с первого урока в школе, а стихи — западают в душу и цитируются, порой даже неосознанно.
Разбираем творчество и жизнь поэта вместе с экспертом Марией Коршуновой.
Что было до периода «московского озорного гуляки»
Фамилия Есенина у многих ассоциируется с образом скандалиста и хулигана, который прожигает жизнь в Москве. Однако эта эпоха для поэта была непродолжительной, хотя и безусловно яркой.
Творческий путь Есенина начался в раннем детстве, в первые годы 20 века: он писал стихи, подражая народным частушкам. С пяти лет поэт жадно впитывал русскую культуру, слушал бабушкины сказки и старался писать сам.
До 1912 года Сергей Есенин восхищенно созерцал природу и воспевал крестьянский двор, разросшийся в его видении до космических масштабов. Раннее творчество поэта посвящено описанию простых сцен деревенской жизни: тема христианской Руси полномасштабно разворачивается в стихотворениях «Запели тёсаные дроги…» и «Гой ты, Русь, моя родная».
Конец берёзовой, деревянной Руси
Поэт переезжает из деревни в город во время исторических катаклизмов, терзающих всю страну: смиренный созерцатель природы оказывается в эпицентре революции и гражданской войны. Есенин осознает, что «голубую Русь» (стихотворение «Я покинул родимый дом…») он оставляет навсегда: прежняя страна не вернется никогда.
В творчестве все чаще обнаруживается трагический разлад: между городом и деревней, между смиренным иноком в прошлом и поэтом-хулиганом в настоящем («Да! Теперь решено. Без возврата…»). Несмотря на то, что поэт принял революцию «сочувственно», он все же тяжело переживал ломку жизни в деревне.
Побег из новой страны в пучину страсти
В 1922 году Есенин уезжает за границу и меняет страны, женщин и мечты. Результатом его путешествий становятся трое детей от двух женщин, разбитое сердце третьей и ощущение полной неустроенности. Мечтам о том, что он станет рупором русской поэзии на Западе, не суждено было сбыться.
Возвращение в ничто
Сергей Есенин вернулся на «малую родину» и увидел своими глазами результат революционных преобразований: «язык сограждан стал мне чужой», «поют агитки Бедного Демьяна» (стихотворение «Русь советская»). Народ не воспринимает Есенина как поэта, а ведь он считает себя «последним поэтом деревни». Творчество поэта, воспевающего родные просторы, заглушили агитационные речи с трибун, громкоголосые хлесткие сатирические стихи и призывы, необходимые новой власти. Тихий голос рязанского леля не слышали и не желали слышать.
Трагизм, появившийся еще в московский период, усиливается ощущением бесприютности и одиночества. Появились стихотворения «Ты меня не любишь, не жалеешь…», «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…» и «Не гляди на меня с упреком».
28 декабря 1925 года поэт покончил с собой, не справившись с душевным кризисом.
Рекомендации для углубленного изучения творчества
В творчестве Есенина ярко представлены послания близким («Письмо матери», «Письмо деду», «Письмо к сестре»): в них раскрываются биографические черты поэта, воплощенные в образе лирического героя.
Тема любви также интересна: в раннем периоде творчества Есенин разрабатывает тему Родины, гармонично переплетая ее с темой любви к русской девушке («Выткался на озере алый свет зари…»). После переезда в город поэт прощается не только с природой деревни, но и с той любовью, которая могла случиться только там («Не бродить, не мять в кустах багряных…»). На фоне урбанистического пейзажа пускает корни любовь несчастная, обреченная на разлуку, а в поздних стихотворениях звучит мотив безответного, неразделенного чувства и внутреннего угасания («Голубая кофта. Синие глаза…»).
Одно из самых пронзительных лирических произведений о любви написано Есениным в форме отречения от прошлого, в котором он кутил, хулиганил и скандалил («Заметался пожар голубой…»).
На что еще нужно обращать внимание при анализе лирики Есенина
Для Есенина очень важен цвет. Рассмотрите стихотворения, принимая во внимание, что синий цвет поэт связывал с образом России, золотой, желтый — с мотивом святости и образом души, белый — с чистотой и невинностью, а зеленый — с весельем и молодостью. Сделайте выводы о том, какая идея выражается в подобных стихотворениях с помощью художественной палитры.
Пример разбора лирики Есенина: пошаговый анализ стихотворения
Гой ты, Русь, моя родная…
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»,
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
1914 г.
Шаг 1: Определите период творчества.
Стихотворение датировано 1914 годом, поэтому в нем отражены взгляды юного поэта, воспевающего Родину, природу и деревенскую жизнь. До 1915 года Есенин еще не успел впитать в себя урбанистическую культуру и стать «московским озорным гулякой».
Шаг 2: Проанализируйте лирический сюжет.
В стихотворении отсутствует динамика: лирический герой во время Спаса созерцает природу и любуется пейзажем.
Шаг 3: Охарактеризуйте образ лирического героя.
Лирический герой обращается к Родине на «ты», желает ей здравствовать («гой, ты…»), сравнивает себя с «захожим богомольцем», показывая, что смиренно боготворит родные земли. Он растворяется в мире, который созерцает, он — его естественная часть: герою знаком запах меда и яблок во время спаса, он получает наслаждение, когда бежит по «мятой стежке».
Шаг 4: Проанализируйте художественные средства и приемы.
обращение «Гой ты, Русь, моя родная…»: лирический герой открыто и с любовью обращается к родной земле);
метафора «синь сосет глаза»: синий цвет в творчестве Есенина прочно связан с образом России, а потому безмерное количество этого цвета подчеркивает гигантские масштабы родных земель («не видать конца и края»), которыми лирический герой не может налюбоваться;
сравнение «как захожий богомолец» подчеркивает положение лирического героя: он смиренно преклоняется перед святой Русью;
лексемы, связанные с деревенским образом жизни: «зеленые лехи» — полевые полосы, «корогод» — хоровод;
религиозная символика: «рать святая», «хаты — в ризах образа», «кроткий Спас» — эти указания подчеркивают, что в сознании лирического героя Русь может быть только православной.
Шаг 5: Определите идеи стихотворения.
Родина для лирического героя не только не уступает Раю, она и есть — Рай. Безмерная любовь к родным землям, природе звучит в каждом стихе произведения. Кульминации это чувство достигает в финальном четверостишии и выражается прямо: «Не надо рая, / Дайте родину мою».
Еще один пример разбора стихотворения можно посмотреть в другой статье, где анализируем поэму Александра Блока «12».