Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Самый неизвестный известный поэт: биография Сергея Есенина как ключ к анализу его стихов

Анализируем лирику поэта в разные периоды его жизни

5 февраля 2025Обсудить
Источник: AldrianMimi, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons
Источник:

AldrianMimi, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Кто такой Сергей Есенин? Для поэтов ХХ века он был собеседником, идеалом, мерой эстетического вкуса и совершенства. Сегодня он поэт, о котором знает каждый русский человек: белые кудри и голубые глаза врезаются в память с первого урока в школе, а стихи — западают в душу и цитируются, порой даже неосознанно.

Разбираем творчество и жизнь поэта вместе с экспертом Марией Коршуновой.

Преподаватель литературы и русского языка

Что было до периода «московского озорного гуляки»

Фамилия Есенина у многих ассоциируется с образом скандалиста и хулигана, который прожигает жизнь в Москве. Однако эта эпоха для поэта была непродолжительной, хотя и безусловно яркой.

Творческий путь Есенина начался в раннем детстве, в первые годы 20 века: он писал стихи, подражая народным частушкам. С пяти лет поэт жадно впитывал русскую культуру, слушал бабушкины сказки и старался писать сам.

Дом Сергея Есенина в селе Константиново, Рязанская область, Россия | Источник: Andrey Shevchenko / Legion Media

Дом Сергея Есенина в селе Константиново, Рязанская область, Россия

Источник:

Andrey Shevchenko / Legion Media

До 1912 года Сергей Есенин восхищенно созерцал природу и воспевал крестьянский двор, разросшийся в его видении до космических масштабов. Раннее творчество поэта посвящено описанию простых сцен деревенской жизни: тема христианской Руси полномасштабно разворачивается в стихотворениях «Запели тёсаные дроги…» и «Гой ты, Русь, моя родная».

Конец берёзовой, деревянной Руси

Поэт переезжает из деревни в город во время исторических катаклизмов, терзающих всю страну: смиренный созерцатель природы оказывается в эпицентре революции и гражданской войны. Есенин осознает, что «голубую Русь» (стихотворение «Я покинул родимый дом…») он оставляет навсегда: прежняя страна не вернется никогда.

В творчестве все чаще обнаруживается трагический разлад: между городом и деревней, между смиренным иноком в прошлом и поэтом-хулиганом в настоящем («Да! Теперь решено. Без возврата…»). Несмотря на то, что поэт принял революцию «сочувственно», он все же тяжело переживал ломку жизни в деревне.

Побег из новой страны в пучину страсти

В 1922 году Есенин уезжает за границу и меняет страны, женщин и мечты. Результатом его путешествий становятся трое детей от двух женщин, разбитое сердце третьей и ощущение полной неустроенности. Мечтам о том, что он станет рупором русской поэзии на Западе, не суждено было сбыться.

Дом-музей русского поэта Сергея Есенина в селе Константиново, Рязанская область, Россия | Источник: Eduardo Fuster Salamero / Legion Media

Дом-музей русского поэта Сергея Есенина в селе Константиново, Рязанская область, Россия

Источник:

Eduardo Fuster Salamero / Legion Media

Возвращение в ничто

Сергей Есенин вернулся на «малую родину» и увидел своими глазами результат революционных преобразований: «язык сограждан стал мне чужой», «поют агитки Бедного Демьяна» (стихотворение «Русь советская»). Народ не воспринимает Есенина как поэта, а ведь он считает себя «последним поэтом деревни». Творчество поэта, воспевающего родные просторы, заглушили агитационные речи с трибун, громкоголосые хлесткие сатирические стихи и призывы, необходимые новой власти. Тихий голос рязанского леля не слышали и не желали слышать.

Трагизм, появившийся еще в московский период, усиливается ощущением бесприютности и одиночества. Появились стихотворения «Ты меня не любишь, не жалеешь…», «Кто я? Что я? Только лишь мечтатель…» и «Не гляди на меня с упреком».

Памятник поэту Сергею Есенину (1895—1925), Спасо-Преображенский храм, или Спас-на-Яру, недалеко от Рязанского кремля | Источник: Galina Bondarenko / Legion Media

Памятник поэту Сергею Есенину (1895—1925), Спасо-Преображенский храм, или Спас-на-Яру, недалеко от Рязанского кремля

Источник:

Galina Bondarenko / Legion Media

28 декабря 1925 года поэт покончил с собой, не справившись с душевным кризисом.

Рекомендации для углубленного изучения творчества

В творчестве Есенина ярко представлены послания близким («Письмо матери», «Письмо деду», «Письмо к сестре»): в них раскрываются биографические черты поэта, воплощенные в образе лирического героя.

Сергей Есенин с матерью Татьяной | Источник: ARCHIVIO GBB / Legion Media

Сергей Есенин с матерью Татьяной

Источник:

ARCHIVIO GBB / Legion Media

Тема любви также интересна: в раннем периоде творчества Есенин разрабатывает тему Родины, гармонично переплетая ее с темой любви к русской девушке («Выткался на озере алый свет зари…»). После переезда в город поэт прощается не только с природой деревни, но и с той любовью, которая могла случиться только там («Не бродить, не мять в кустах багряных…»). На фоне урбанистического пейзажа пускает корни любовь несчастная, обреченная на разлуку, а в поздних стихотворениях звучит мотив безответного, неразделенного чувства и внутреннего угасания («Голубая кофта. Синие глаза…»).

Одно из самых пронзительных лирических произведений о любви написано Есениным в форме отречения от прошлого, в котором он кутил, хулиганил и скандалил («Заметался пожар голубой…»).

На что еще нужно обращать внимание при анализе лирики Есенина

Для Есенина очень важен цвет. Рассмотрите стихотворения, принимая во внимание, что синий цвет поэт связывал с образом России, золотой, желтый — с мотивом святости и образом души, белый — с чистотой и невинностью, а зеленый — с весельем и молодостью. Сделайте выводы о том, какая идея выражается в подобных стихотворениях с помощью художественной палитры.


Пример разбора лирики Есенина: пошаговый анализ стихотворения

Гой ты, Русь, моя родная…

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»,
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

1914 г.


Шаг 1: Определите период творчества.

Стихотворение датировано 1914 годом, поэтому в нем отражены взгляды юного поэта, воспевающего Родину, природу и деревенскую жизнь. До 1915 года Есенин еще не успел впитать в себя урбанистическую культуру и стать «московским озорным гулякой».

Шаг 2: Проанализируйте лирический сюжет.

В стихотворении отсутствует динамика: лирический герой во время Спаса созерцает природу и любуется пейзажем.

Шаг 3: Охарактеризуйте образ лирического героя.

Лирический герой обращается к Родине на «ты», желает ей здравствовать («гой, ты…»), сравнивает себя с «захожим богомольцем», показывая, что смиренно боготворит родные земли. Он растворяется в мире, который созерцает, он — его естественная часть: герою знаком запах меда и яблок во время спаса, он получает наслаждение, когда бежит по «мятой стежке».

Шаг 4: Проанализируйте художественные средства и приемы.

  • обращение «Гой ты, Русь, моя родная…»: лирический герой открыто и с любовью обращается к родной земле);

  • метафора «синь сосет глаза»: синий цвет в творчестве Есенина прочно связан с образом России, а потому безмерное количество этого цвета подчеркивает гигантские масштабы родных земель («не видать конца и края»), которыми лирический герой не может налюбоваться;

  • сравнение «как захожий богомолец» подчеркивает положение лирического героя: он смиренно преклоняется перед святой Русью;

  • лексемы, связанные с деревенским образом жизни: «зеленые лехи» — полевые полосы, «корогод» — хоровод;

  • религиозная символика: «рать святая», «хаты — в ризах образа», «кроткий Спас» — эти указания подчеркивают, что в сознании лирического героя Русь может быть только православной.

Шаг 5: Определите идеи стихотворения.

Родина для лирического героя не только не уступает Раю, она и есть — Рай. Безмерная любовь к родным землям, природе звучит в каждом стихе произведения. Кульминации это чувство достигает в финальном четверостишии и выражается прямо: «Не надо рая, / Дайте родину мою».

Еще один пример разбора стихотворения можно посмотреть в другой статье, где анализируем поэму Александра Блока «12».

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения