Основатель и один из гидов Siberian Expeditions Родион Житин, не раз путешествовавший по Туве, рассказывает например о привлекательных чертах региона, шаманизме, и об отталкивающих туристов минусах и возможных опасностях республики.
Герой
Родион Житин
Соучредитель и координатор Клуба путешествий Siberian Expeditions.
Организатор и руководитель путешествий и экспедиций по Сибири, Крыму, Дальнему Востоку, Казахстану и Монголии. Работает в этой области с 1999 года.
— Чем Тува привлекательна для туристов?
— Во-первых, Тува сильно отличается от других регионов своей этнографией. Здесь больше развита кочевая культура: много юрт, люди занимаются кочевым хозяйством (есть коровы, овцы, кони, яки, верблюды и олени). В принципе все места тут нетуристические, практически нет стоянок. Поездка в Туву — это отчасти побег от цивилизации.
Во-вторых, здесь есть ряд староверческих деревень — это верховье Енисея, поэтому многие приезжают сюда ради рыбалки. Рыбы действительно много. Но в это путешествие мы с группой приехали ради людей. Посетили деревню, в которую не ведут дороги, и попасть в нее можно только на лодке. Там живут настоящие староверы, которые даже против того, чтобы их фотографировали. Они очень закрытые, рассказывают о своей жизни, но не с большой охотой. У многих нет паспортов, некоторые дети даже в школы не ходят. Но зато они делают все сами: лодки, выращивают продовольствие (пожалуй, все, кроме соли). Угощали нас едой, подавали к столу гречку, которая у них тоже своя, пирожки с морковкой давали, были и пироги с клубникой, уха. У них нет каких-то экзотических блюд, в основном это русская кухня, очень натуральная а-ля «из леса».
В-третьих, в Туве сильная культурная составляющая: горловое пение, многие играют на варганах. Алтай тут даже рядом не стоял. Природа тоже интересная, дикая, но чего-то уникального нет. Здесь есть всего понемногу: горячие лечебные источники, Енисей и рыбалка, долина потухших вулканов, развалины древних крепостей.
В-четвертых, тут прекрасно сохранился шаманизм. Он еще есть на Алтае, в Бурятии, Якутии, Красноярском крае, но такой шаманизм даже близко не стоял рядом с тувинским. В целом есть как «туристические» шаманы (они работают с большими группами, участвуют в разных фестивалях), так и очень много «обычных», то есть тех, которые никак неотличимы от обычных людей. Но они очень часто среди местных считаются сильными, к ним ходят, просят провести обряды. В прошлом году я ехал в Эржей с водителем, который оказался каким-то учеником шамана. Его вызывали в Москву, где он помогал разобраться с важным товаром, который застрял где-то на таможне и якобы ничего нельзя было сделать. Но шаман этот все вырулил и денег не взял. Только попросил ему нож какой-то купить.
— Есть ли какие-нибудь «шаманские места» в Туве, куда люди приезжают зарядиться и помедитировать?
— В регионе много интересных шаманских мест. Я пока был в нескольких: одно более-менее известно — Кежеге. Это место силы. Визуально просто скальный массив, но в одном месте скалы будто расходятся и появляется щель высотой около 10 метров, как раз для прохода человека. Внутри же пространство напоминает арену цирка. Люди туда приезжают и оставляют ленточки с желаниями. Еще одно место — село Кызыл-Хая, которое находится в Туве, но в то же время граничит с Монголией и Алтаем. Там тоже в одной из гор есть арка естественного происхождения и в ней много украшений, записок с желаниями, ленточек, камней. Считается, что желания, написанные и оставленные там, сбудутся.
В Туве шаманизм еще тесно переплетен с буддизмом. После развала СССР буддизм стал более-менее набирать обороты. Не сказать, что здесь слишком много буддистских храмов, но они есть. Одно другому абсолютно не противоречит. Люди ходят и к буддистам, и к шаманам. И шаманы, и буддисты вполне лояльно относятся друг к другу.
Но шаманизм однозначно больше нравится людям. Потому что буддизм, если брать как культуру, имеет больше интересных мест, где он ярче выражен. Например, в Бурятии. А по шаманизму, если брать в расчет всю Азию, то Тува номер один в этом плане. Тут создается впечатление, что каждый третий — шаман или имеет к этому какое-то отношение.
— Как найти шаманов?
— У меня пока маленький опыт общения с шаманами, я только планирую поехать с одним из блогеров к нетуристическому шаману. А туристические шаманы не делают особо зрелищных обрядов. Максимум могут провести обряд благословения — это, пожалуй, самый распространенный из всех. Чтобы увидеть что-то интересное, нужно ехать не в составе туристической группы.
В прошлом году я уезжал на такси из Кызыла в Абакан. Таксист взял с собой жену, мы разговорились и я сказал, что собираюсь взять с собой блогеров и поехать к шаману. А жена этого таксиста предложила дать контакт какого-то якобы сильного шамана, который обычно скрывает, где живет.
Плюс каждый год проводится международный шаманских фестиваль «Зов 13 шаманов». Он проходит вроде рядом с Кызылом в одном из юрточных кемпингов. Что интересно, почти все фото местных шаманов сделаны именно во время этого фестиваля.
— Из рассказа создалось впечатление, что это интересное место, но почему тогда приезжает так мало туристов, какие есть минусы?
— Из самых больших минусов — здесь не очень удобная в плане туризма логистика: многие интересные локации разбросаны. Чтобы куда-то попасть, нужно ехать день-два на машине. По Туве сложно сделать красивый маршрут: сама поездка занимает в среднем 10 дней. Тур, в котором я сейчас, мы начинали в Хакасии, потом заехали в Туву и потом через другой перевал обратно поедем в Хакасию. Такой маршрут имеет популярность. Кроме того, нет прямых рейсов из Москвы, нет ж/д направления, только две трассы из Абакана.
Где-то не хватает инфраструктуры, то есть если будет чуть-чуть больше туристов, то наступит полный коллапс. Плюс отсутствие рекламы. Здесь очень классно, интересно, самобытно и можно хорошо порыбачить, но никто об этом не знает.
Я сейчас путешествую со швейцарцами, для них это все мегаэкзотика, они не журналисты, но их попросил какой-то журнал в Женеве, чтобы они про это путешествие написали. И вот они приехали. Рассказываю им все на английском.
— А как же преступность?
Столицу Тувы, Кызыл, в 2020 году признали самым опасным городом России с наибольшим количеством убийств на душу населения. А Республика Тува по итогам 2019-го стала самым бедным регионом страны
— У Тувы действительно сложилась очень плохая репутация, что тут сплошной криминал, местные могут ограбить или вообще убить. Причем статистически это периодически подтверждается. Например, недавно Тува вместе с Алтаем заняли первое место по бедности среди регионов России. Город Ак-Довурак, который находится на западе республики, также занимал первое место по совершению преступлений, именно убийств. Все это сильно отпугивает.
Но статистика преступности в основном все же составлена за счет конфликтов по бытовым причинам: домашнее насилие и т. д. То есть целенаправленной цели грабежа приезжих тут нет. Наоборот, в последнее время стали появляться туристические стоянки, поставили новые юрты, приезжают постепенно люди.
Еще люди много рассказывают пугающие истории. Правда, если разобраться, то все эти истории идут из 1990-х. Сейчас, конечно, можно найти «приключения», если ходить по закоулкам и вести себя не очень адекватно.
Кстати, некоторые на предложение поехать в Туву реагируют примерно следующим образом: «Что, куда, в Туву? Да вам что жить надоело?» И до сих пор такое представление об этом месте существует.
Как-то раз я делал интересное месячное путешествие. Оно начиналось в Барнауле, потом мы проезжали Алтай, Туву, немного были в Красноярском крае, Хакасии и заканчивали в Кемеровской области. И люди мне писали, что хотели бы записаться, но увидели в списке Туву и передумали. «Мне жизнь дороже», — объясняли они свой отказ. А там еще маршрут такой был, что заезжать в Туву нужно через горы, на самом юге, потом ехать по самой дикой ее части рядом с Монголией и только потом выезжать в «цивилизацию» — Кызыл.
— А чем подтверждаются эти страхи? Были ли какие-нибудь опасные случаи?
— Сказать честно, я не могу таких случаев привести. Однако во время одного из наших путешествий мы искали заставу, а она была в глухом месте. Мы подъехали туда за пропуском в погранзону. Нам навстречу вышел военный. Спросили у него, где лучше палатку поставить, а он ответил, что лучше под воротами части, где есть свет и безопасность. Он сам стал рассказывать, как у них опасно и плохо.
Всего я по Туве раз пять-шесть ездил, и друзья мои путешествовали по диким районам, но ничего такого опасного мы так и не заметили. Если брать какие-то дикие районы, наверное, там даже какое-то безразличие к туристу.
Было несколько ярких случаев, когда мы сворачивали с маршрутов в месте, где, скорее всего, никогда и не было туристов. Один раз мы хотели найти заброшенный буддийский храм, свернули с тропы, а там стояли юрты. К одной из них подъехали вплотную, хотели что-то спросить, а там гуляли собаки и козленок. Все вышли и стали играть с собакой и козленком. Потом появился хозяин юрты и просто зашел в нее. На нас ноль реакции.
Потом ездили по южной границе, где тоже редко путешествуют туристы, выходили в райцентрах, где живут тувинцы, которые плохо знают русский язык. Мы гуляли, заходили в магазины, но никто на нас не обратил никакого внимания. Несколько раз мы привлекали внимание местной полиции — они спрашивали у нас пропуска.
Но возможность найти «приключения» есть, так как в регионе пьют, такие люди подходят и начинают что-то спрашивать, докапываться не по-русски. Как-то раз нам плеткой даже ударили по уазику.
— Безопаснее ходить в группе или можно спокойно передвигаться вдвоем или в одиночку?
— Я сколько ездил, могу сказать, что как таковых приключений у меня не было. Даже просто с группой подъезжали к юртам, просили местных зайти и посмотреть, как они живут. Нас не только впускали, но и угощали чаем. Или было так, что сидим в лагере возле озера, а туда пришли местные. Они подошли к нам, я рассказал, кто мы, они нам рыбы дали, а я их в ответ чаем напоил. То есть если ты ведешь себя адекватно, то все нормально. Тува в этом плане — это Алтай лет 10–15 назад, где мы ездили на велосипедах и прятались по углам. Было тоже много разговоров, слухов и примеров, что где-то кого-то ограбили, причем в тех местах, которые в настоящее время весьма популярные.
Много раз слышал, что в Кызыле опасно. Но на днях мы там гуляли вечером по центру, пару раз видел пьяных, но при этом много молодежи, много кто гуляет. Думаю, просто ситуация меняется. Наверное, при более тесном взаимодействии с населением можно найти приключения. Но если ты турист, путешествуешь по базам, гуляешь в центре города, ведешь себя адекватно, то жители нормально к тебе отнесутся. По диким местам если ездить, то там тоже люди адекватные.
Я хоть и ездил много раз и со мной ничего не было, но это не значит, что ничего и не может произойти с кем-то другим. То есть это не мифический страх, он основан на реальных событиях.
— Были ли туристы, которые целенаправленно ехали в регион, чтобы отыскать проблемы, о которых рассказывают и пишут?
— Нет, такого в моей практики не было. У меня друзья на велосипедах с опаской заезжали в дикие места. Как-то раз встретили местных на грузовиках, испугались, а те просто поинтересовались, кто они и как ориентируются на местности. У друзей был GPS, но они опасались, что местные станут отбирать их гаджеты, и рассказали «о компасе и картах», которыми якобы пользуются. Но все закончилось хорошо, тувинцы их еще гостинцами угостили и на машине через реку перевезли.
Я думаю, что этот шлейф «преступной опасности Тувы» еще очень долго будет длиться. Но туризм должен стать в регионе массовыми, так же, как и на Алтае. Это неизбежно. Возможно, пройдет 5, 10 или 20 лет, но регион станет туристическим.