«Вокруг света» рассказывает о нескольких автомобилях, которые вошли в историю. Некоторые из них стали музейными экспонатами, а некоторые при определенном везении можно увидеть на дороге.
Самый первый автомобиль
Идея самоходного устройства для перемещения человека и грузов возникла давно и у разных людей. Еще в 1672 году иезуит Фердинанд Вербист построил для забавы китайского императора паровую тележку, заправлявшуюся углем. В середине XVIII столетия нижегородский крестьянин Леонтий Шамшуренков сконструировал самоходный аппарат с четырьмя колесами, разгонявшийся до 15 километров в час и приспособленный для перевозки двух пассажиров. Другой отечественный изобретатель Иван Кулибин представил публике работавший на пару трехколесный экипаж, в котором уже были некоторые узлы современного автомобиля — коробка передач, тормоза, подшипники и т.д.
Официально же первым в мире автомобилем принято считать изобретение немецкого конструктора и предпринимателя Карла Бенца. Его детище, запатентованное в 1886 году, именовалось Benz Patent-Motorwagen. Оно не очень походило на современные шедевры автопрома и представляло собой трехколесную коляску со стальной рамой и кузовом, вмещавшим всего одного пассажира. Зато у него был одноцилиндровый четырехтактный бензиновый двигатель с водяным охлаждением и система зажигания, работавшая от аккумуляторной батареи.
Управление таким экипажем осуществлялось при помощи рычага — руля в современном представлении еще не было. В 1888 году Бенц запустил серийное производство усовершенствованной версии своего автомобиля, тогда же его жена совершила первое междугороднее автопутешествие. Выпуск первой в мире машины стал важным событием, изменившим ход истории. Вслед за Бенцем изобретатели один за другим начали создавать десятки разных автомобилей.
Самый мощный автомобиль
Мощность двигателя первого автомобиля Карла Бенца составляла менее 1 лошадиной силы. Сейчас эта цифра вызовет улыбку у любителей истории автомобилестроения. Ведь по сравнению с 5000 лошадиных сил, спрятанными под капотом автомобиля Devel Sixteen, представленного компанией из Объединенных Арабских Эмиратов в 2017 году, она выглядит невероятно скромной.
Силовой агрегат для автомобиля, претендующего на звание самого мощного в истории, разработала американская компания Steve Morris. Объем этого V-образного 16-цилиндрового двигателя составляет 12,3 литра. Предполагается, что этот прототип гиперкара может разогнаться до рекордных 550 километров в час. Правда, за невероятную мощность приходится расплачиваться неимоверным расходом топлива — полного бака хватит от силы на несколько минут езды.
Самый дорогой автомобиль
Хотя поговорка утверждает, что машина является средством передвижения, а не роскошью, некоторые автомобили служат в основном для того, чтобы подчеркнуть особый статус их владельцев. При этом самой дорогой машиной в мире в 2022 году является не современный гиперкар, а раритетный автомобиль Mercedes-Benz 300 SLR Uhlenhaut Coupe 1955 года, который в мае 2022 года был продан на аукционе в Штутгарте за 142 млн долларов США.
Самый дешевый автомобиль
Подержанный автомобиль в среднем техническом состоянии может стоить дешевле современного смартфона. Если же говорить о новых машинах, то на звание самого доступного в мире автомобиля претендует выпускаемая в Индии модель Bajaj Qute — на внутреннем рынке этот компактный автомобиль продается за 3500 долларов США.
Эта машина весит около 400 килограмм, а мощность ее двигателя составляет 13 лошадиных сил. Естественно, кондиционера, мягкого сиденья, привычных дверных замков и стекол в ней нет. Верх асктеизма! Но ожидать комфорта за минимальные деньги не приходится. Bajaj Qute некоторое время продавали в России, но большим спросом модель не пользовалась.
Самый быстрый автомобиль
Пожалуй, самым быстрым в мире автомобилем, следует считать Thrust SSC, созданный британскими инженерами в конце XX века. Их творение само по себе привлекает внимание, поскольку больше походит на ракету, нежели на автомобиль в привычном для нас понимании. Его длина составляет 16,5 метра, а весит он более 10 тонн. По бокам обтекаемого корпуса конструкторы разместили два турбовентиляторных двигателя от истребителя «Фантом».
Самым же быстрым серийным автомобилем в мире на сегодняшний день признан гиперкар Koenigsegg Agera RS, способный разгоняться до 447 километров в час. Существуют гиперкары, которые превзошли этот результат, но речь идет о прототипах или машинах, не предназначенных для дорог общего пользования. Среди этих автомобилей рекорд скорости в 490,5 километра в час удерживает Bugatti Chiron Super Sport 300+.
Самая большая машина
Если не учитывать краны, бульдозеры и экскаваторы, задействованные в горных работах, то самой большой в мире машиной следует признать «БелАЗ-75710». Грузоподъемность этого могучего карьерного самосвала составляет 450 тонн, а на испытательном полигоне самосвал даже проехал с грузом в 503 тонны. Монстр может похвастать двумя дизельными двигателями суммарной мощностью 4660 лошадиных сил. Таких самосвалов выпущено всего три.
Самый маленький автомобиль
Пробки, нехватка парковочных мест в мегаполисах и стремление минимизировать загрязнение окружающей среды побуждают разработчиков создавать необычные миниатюрные автомобили. Несмотря на забавный вид и весьма посредственные характеристики, они пользуются спросом у жителей больших городов и по-своему практичны.
Самым маленьким серийным автомобилем считается Peel P50, сконструированный британскими инженерами в 1960-х годах. Длина трехколесного «малыша» составляет 1,34 метра, высота — 1,23 метра, а масса — 59 килограмм. Двигатель мощностью 4,2 лошадиных силы позволяет разогнать автомобильчик до 61 километра в час.
При необходимости автомобильчик можно катить, для чего у него есть специальная ручка. К минусам модели относится отсутствие задней передачи, теснота, сильные вибрации во время движения, плохая шумоизоляция. В прошлом веке 50 выпущенных экземпляров Peel P50 разошлись довольно быстро — машина стала не только самой маленькой в мире, но и одной из самых раритетных. В 2010 году выпуск Peel P50 в электрической и бензиновой версиях был возобновлен.