Десять тысяч человек семь лет строили международный аэропорт Кансай в Японии, и на эту стройку века ушли десятки миллиардов долларов. Все это может в один момент пойти ко дну, потому что Кансай буквально утопает в море, на берегу которого его изваяли. Но это еще не самое удивительное в аэропорту.
Аэропорт Кансай иначе как инженерным чудом не назовешь. Он считается самым удаленным в мире (ближайшая суша находится в 3,5 километра от него), на одну его посадочную площадку потратили 20 миллиардов долларов, длина взлетно-посадочной полосы составляет колоссальные 4000 метров, что почти вдвое больше, чем в большинстве аэропортов. К тому же это третий по величине аэропорт Японии, и обслуживает он миллионы пассажиров — в основном жителей Осаки, Киото и Кобе.
Вообще, строительство аэропорта изначально не очень-то задалось. Соорудить его решили на экспроприированных землях в сельской части префектуры Тиба, от чего местные жители мигом высыпали на улицы и устроили забастовки. Протесты длились несколько лет, пока в 1987 году не получилось утрясти ситуацию и начать стройку продолжительностью в семь лет.
Чтобы воплотить проект в жизнь, инженеры откачали миллионы литров воды из 20-метрового слоя мягкой глины, которая залегает под современным аэропортом, построили дамбу (примерно за 150 миллионов долларов), засыпали получившуюся яму камнями, которые привозили на 80 кораблях (высота насыпи в итоге оказалась равна высоте трех не самых маленьких гор).
Следом площадку засыпали 40-метровым слоем земли, после чего получилось создать искусственный остров высотой 18 метров над уровнем моря. После этого еще миллиард долларов потратили на строительство моста, которые соединял бы остров Хонсю с терминалом и взлетно-посадочными полосами.
Причем все это время инженеры знали, что аэропорт рано или поздно начнет проседать. Но они не предполагали, с какой скоростью он будет это делать. С 1994 года он опустился примерно на 10 метров, и некоторые специалисты прогнозируют, что к 2056 году часть острова, на котором стоит аэропорт, сравняется с водой.
И это будет далеко не первый раз, когда вода возьмет свое. Вспомнить хотя бы хроники сибирской Атлантиды, когда часть суши на берегу Байкала ушла под воду.