Малы, да целы
Микроскопические формы жизни демонстрируют потрясающую устойчивость к воздействию негативных факторов, способных уничтожить почти всех известных нам животных. Так, в результате экспериментов на МКС было установлено, что бактерии Deinococcus radiodurans способны выжить в космосе — без кислорода и под воздействием страшнейших доз радиации! — в течение трех лет.
Другие бактерии в том же эксперименте показали более скромные, но все равно впечатляющие результаты. Кроме того, бактерии были обнаружены в антарктических льдах, на дне океана, в горячих гидротермальных источниках.
Всё это дает основания предполагать, что жизнь может распространяться между планетами или возникать в самых различных условиях. Но не только бактерии поражают своей живучестью. Микроскопическое полупрозрачное животное (размером 0,1–1,5 мм) под названием тихоходка (лат. Tardigrada) тоже показало, что ему нипочем ни жара, ни холод, ни радиация.
Тихоходок замораживали при температуре −193 °C, погружали на час в кипяток, отправляли в космос. Поразительно, но они не просто выживали, но и хорошо размножались после таких испытаний.
Жизнь в аду
Долгое время считалось, что океанское дно безжизненно. Люди с трудом могли поверить, что какие-то существа могут жить при столь огромном давлении, низких температурах, без света. Каково же было удивление ученых, когда на больших глубинах вокруг гидротермальных источников, названных «черными курильщиками», стали находить целые сложные сообщества животных.
«Черные курильщики», расположенные на глубине от 2000 до 5000 метров в рифтовых разломах, выбрасывают воду, нагретую до 300 °C, с растворенными в ней сульфидами металлов. Это настоящий ад, где, как кажется, никто не должен выжить.
Но нет, в непосредственной близости от «курильщиков» часто преуспешно существуют бактерии и помпейские черви (лат. Alvinella pompejana). Последние отлично себя чувствуют при температурах 50–80 °C.
Рядом живут кольчатые черви, вестимениферы, двустворчатые моллюски, крабы. Так что, если кому-то «черные курильщики» покажутся адом, для кого-то это — рай, ну или просто уютный дом.
Как насекомые объявили смерти войну
Если кто-нибудь скажет, что голова и туловище могут жить отдельно от туловища, его, скорее всего, назовут сумасшедшим или фантастом. Однако энтомологи точно знают, что у насекомых и такие чудеса — реальность.
К примеру, лесные муравьи (лат. Formica rufa), потерявшие брюшко несколько дней живут полноценной жизнью остальных членов колонии. Даже лишившись головы, некоторые из них долгое время нормально передвигаются. Их головы тоже продолжают реагировать на внешние раздражители, пытаются взаимодействовать с окружающим миром.
Знахари Новой Гвинеи используют эту особенность муравьев при лечении ран. Они отрывают голову муравья и подносят ее к краям раны. Насекомое (точнее, голова) тут же крепко сжимает челюсти и не дает ране разойтись. Получившийся столь нехитрым способом биологический зажим не снимается, пока рана не затянется.
Клоп родниус (лат. Rhodnius prolixus) вообще может жить без головы. Причем при этом у него сохраняются реакции на свет. В опытах английского ученого Винсента Уиглсворда два обезглавленных родниуса, соединенных трубочкой, не просто жили: гемолимфа одного из клопов провоцировала линьку у другого.
Зафиксированы случаи, когда бабочки летали без головы до 18 дней. Но по живучести среди насекомых, наверное, в числе несомненных лидеров находятся тараканы. Что с ними только не делают: травят, вымораживают, убивают. Тем не менее они процветают.
Как показали исследования энтомолога Кристофера Типпинга, таракан, будучи обезглавленными, подает признаки жизни даже спустя несколько недель. Как и многие насекомые, тараканы устойчивы к радиации. По крайней мере, смертельные для человека дозы не причиняют им существенного вреда.