Наступление эпохи Возрождения отразилось на всех сферах европейской жизни и культуры, не исключая музыку. На смену господствовавшим в Средневековье церковным песнопениям начали приходить инструментальные произведения, сформировалось понятие аккорда. Но настоящая музыкальная революция случилась чуть позже, в эпоху барокко. Популяризатор классической музыки
Изменения, произошедшие в конце XVI — первой половине XVIII века, сделали музыку такой, какой мы привыкли ее воспринимать и сегодня. Именно в это время сочинение музыки превратилось в профессию, а в музыкальной «индустрии» появились конкуренция и коммерческая составляющая.
Читайте предыдущие части этого цикла материалов:
Опера как социальный лифт
Стиль барокко в музыке был очень неоднороден: если в Германии в середине XVII века еще была популярна духовная музыка, то во Франции и Италии уже набирала обороты светская культура. Ярким представителем немецкого барокко был Иоганн Себастьян Бах, а итальянского — Антонио Вивальди.
Бах буквально олицетворяет эпоху барокко. Кажется, что вся музыка началась именно с него. Он работал церковным органистом и делал обработки григорианских хоралов для литургий. Долгие годы имя Баха было на слуху, многие церкви приглашали его для исполнения своих произведений, но в середине XVIII века всё изменилось, а после смерти Баха в 1750 году его имя и вовсе позабыли.
Причиной угасания внимания к композитору была опера. Появившись в начале XVII века, этот светский музыкальный жанр стремительно обрел популярность, в чем-то сравнимую с популярностью кинематографа в начале XX века. Это было яркое и модное развлечение для монархов и европейской знати. Например, в постановках опер итальянского композитора Жан-Батиста Люлли участвовал сам французский король Людовик XIV.
Бах, относивший себя к «старой школе», был одним из немногих известных композиторов той поры, не сочинявших оперы — большинству его коллег по цеху это занятие приносило известность и доход. Именно на оперном поприще преуспел Антонио Вивальди, который проснулся знаменитым после премьеры его первой оперы «Оттон на вилле» (Ottone in villa) в 1713 году. В его записях говорится про без малого сотню написанных опер, хотя сейчас исследователям творчества композитора известно вдвое меньше опер Антонио Вивальди.
Теория аффектов и символизм
Если средневековая музыка была эмоционально-нейтральной, спокойной и имела целью приблизить человека к Богу, то в эпоху барокко композиторы уже не боялись строить аккорды (гармоничные сочетания трех или четырех нот), вызывающие у слушателей конкретные чувства. В этом им помогала теория аффектов, согласно которой с помощью определенных наборов музыкальных «символов», в человеке можно было пробудить грусть, желание, печаль, отвагу, восторг, гнев, величие или святость.
К таким символам (аффектам), например, относился ход басовой линии (на фортепиано он играется левой рукой). Нисходящий ход назывался катабасис и обозначал что-то трагичное и скорбное (с древнегреческого слово κατάβασις переводится как «сошествие в ад». Противоположностью ему был анабасис (от слова ἀνάβασις — «восхождение») — игравшееся правой рукой музыкальное движение наверх, которое символизировало божественное благословение.
В эпоху барокко композиторы увлекались также и символизмом, зашифровывая в музыке свои фамилии. Например, фамилия Бах в немецком языке пишется как Bach. За каждую из этих букв отвечает одна нота А — ля, С — до, В — си бемоль, Н — си бекар. Если переложить буквы на ноты, получится довольно авангардный аккорд, который композитор частенько прятал в своих поздних сочинениях.
Помимо характерных аккордов, в музыке барокко есть еще один неотъемлемый элемент: барочный каданс. Кадансом называют оборот, на котором можно поставить точку в произведении. Услышав характерный каданс в том или ином произведении, можно без труда определить, когда оно было написано.
Три примера барочных кадансов XVIII века, преподававшихся в консерваториях, звучат на первой минуте
Главное, чтобы клавир зазвучал
Темперация — это вид настройки инструмента, которым пользуется настройщик как схемой. На протяжении сотен лет музыканты спорили, как же правильно настраивать клавишные инструменты. Одним нравилось разнообразие тональностей, а другие не хотели терять чистоту натурального звучания.
За множество тональностей среди прочих выступал Бах. Он написал произведение, состоящее из 24 небольших частей, каждая из которых звучала в своей тональности. Это сочинение Бах назвал «Хорошо темперированный клавир» или, другими словами, «Правильно настроенный инструмент».
Этот манифест сильно повлиял на споры о настройке клавишных, ведь авторитет Баха в музыкальных кругах был очень велик. Сегодня инструменты настраивают так, как завещал Бах, «Хорошо темперированный клавир» используется в качестве учебного пособия для музыкантов всего мира.
Рецепт вечного хита
В эпоху барокко появилось понятие «секвенция» — повтор одной и той же мелодии на разной высоте. Определенный вид секвенции, которая сделает любое произведение хитом, тоже нашли в эпоху барокко.
Сперва композитор Иоганн Пахельбель в конце XVII века написал канон, в котором использовал идеальные расстояния между повторяющимися аккордами (правда, широкое внимание канон Пахельбеля привлек только в XX веке). Но настоящим прорывом стало открытие так называемой золотой секвенции, автора которой мы не знаем. Ее секрет был в том, что каждый последующий аккорд золотой секвенции отставал от предыдущего на определенный музыкальный интервал, чаще всего кварту или квинту.
Для современного слушателя произведения композиторов XVI–XVIII вв. понятны и приятны. Почему? Дело именно в золотой секвенции, которую можно встретить и в классической музыке, и в джазе, и в роке. Примерно 80% популярных эстрадных песен либо состоят сплошь из одной золотой секвенции, либо содержат ее.
Композиторы знают: хочешь быстро сочинить хит, используй золотую секвенцию. Весь русский поп нулевых выстроен с использованием этого музыкального приема, когда незатейливые аккорды повторяются на протяжении всей песни с небольшим изменением. Сравните, например, пассакалию Георга Фридриха Генделя со знаменитой песней Глории Гейнор «I Will Survive».
Вивальди на века
Барокко — эмоциональная эпоха, которая в музыкальном плане очень сильно коррелирует с XXI веком. Современному слушателю нужно, чтобы в музыке на фоне были пульс, бит. Это нас заводит, эмоционально тревожит. Также нам хочется слушать яркие аккорды и мелодию, в которой есть золотая секвенция.
Всё это для наших ушей собрал в XVIII веке Антонио Вивальди. В его произведениях есть то, что так нравится слушателям и по сей день. Послушайте концерт «Зима» из его легендарного цикла «Времена года». В нем есть и пульсирующий бит, и тревожные аккорды, которые захватывают и держат в постоянном напряжении до последней ноты.