Мир развлечений богат и разнообразен. Одним нравятся огненные шоу, другим — выступления акробатов, а кто-то любит удивляться способностям братьев наших меньших. Попробуем раскрыть некоторые из секретов дрессировки животных.
Блошиные цирки
В недавнем прошлом популярностью у публики пользовались блошиные цирки. Чего только не делали их миниатюрные артисты: состязались в прыжках, играли на музыкальных инструментах, возили в упряжи миниатюрные повозки, ходили по ниткам как по канатам. Подобные зрелища могли подсказать кому-то идею подковать блоху.
Зрители недоумевали: неужели можно приручить блох и заставить их выполнять замысловатые трюки? Дрессировщики с гордостью рассказывали, что добиться невероятных результатов им помогли некие секреты. Но от них требовались лишь наблюдательность, фантазия и умение использовать инстинкты вечно скачущих насекомых.
Например, чтобы заставить блох «сыграть» незамысловатую мелодию, достаточно было просто привязать к их задним лапкам крошечные стулья, а передние соединить тонкой нитью со столь же маленькими инструментами. Насекомое пыталось освободиться и дергало за нити, извлекая звуки из инструментов. Тот же принцип лежал и в основе состязаний запряженных в колесницы блох: в этом случае насекомые стремились не сбежать, а добраться до источника тепла, то есть пищи. В этом качестве могла использоваться рука дрессировщика или лампа. Зрителям же казалось, что блоха движется в строго заданном направлении.
Известно, что блохи — великолепные прыгуны, способные преодолеть многократно превышающую размеры их тела высоту. Но если продержать их в маленькой банке несколько дней, то блохи бросают попытки выпрыгнуть из нее и «забывают» о своих способностях.
Сейчас искусство дрессировки блох почти забыто и поддерживается только немногочисленными энтузиастами. Время, когда за представлениями прыгучих паразитов с интересом следили даже короли, безвозвратно ушло.
Состязания лягушек и прочие бега
Усилиями зоозащитников становятся менее популярными и другие представления с животными, включая петушиные бои или состязания богомолов. Впрочем, в США по сей день собирают множество зрителей соревнования лягушек, а самое известное из них, описанное некогда Марком Твеном, уже больше 150 лет проходит в Калифорнии.
Суть этого спортивного действа проста: лягушку помещают на площадку, после чего амфибия, повинуясь инстинкту, прыгает вперед, а длина ее прыжка замеряется. «Спортсменкам» дается по три попытки, результаты которых суммируются. Как и в любом виде спорта, здесь есть свои рекордсмены: до сих пор не побит рекорд 1986 года — 6,547 м.
Любители лягушачьих прыжков делают ставки и порой проигрывают целые состояния. Так что эти чемпионаты, несмотря на кажущуюся несерьезность, приводят к ощутимым последствиям для кошельков азартных граждан.
На инстинктах и способностях животных построены также популярные тараканьи бега, гонки борзых и другие аналогичные соревнования.
Слоны-художники и собаки-счетоводы
Людям нравится не только сила и ловкость дрессированных животных, но и проявления их интеллектуальных способностей. Неудивительно, что любовью у публики пользуются выступления млекопитающих, известных своей сообразительностью. Кто не испытывал удивление, когда пес решает арифметические задачи! Всякий раз животное на вопрос дрессировщика или человека из толпы «называет» точный ответ лаем. Секрет подобных трюков кроется в удивительной внимательности животных. Собаки, кошки, лошади, слоны, обезьяны, дельфины и птицы прекрасно умеют читать язык тела. Так, домашние собаки угадывают настроение хозяев даже если те ничего не говорят. Приматологи же не раз отмечали, что шимпанзе с первого взгляда понимают статус вошедшего к ним человека.
Дрессировщики обычно добиваются, чтобы их подопечные запомнили какой-нибудь незаметный для зрителей жест, указывающий, когда стоит начать и прекратить лаять или же совершить какое-либо иное действие. За правильную реакцию питомцы получают похвалу и лакомства.
Таким способом можно научить собаку «счету», лошадь — «письму», а слона — «рисованию». Произведения слонов-художников хорошо продаются, а их «выступления» за мольбертом привлекают любопытных туристов. И мало кто из зрителей замечает, как дрессировщик руководит слоном, незаметно подергивая его за ухо, чтобы указать, куда и как направлять кисть.
Значит ли это, что пернатые и мохнатые артисты, выступающие в разных шоу просто механически повторяют выученные движения, слепо подчиняясь воле дрессировщиков? Отнюдь. Исследования показывают, что некоторые птицы действительно умеют считать, а обезьяны могут освоить язык жестов. Животные — не биологические машины, а очень сложные существа, обладающие эмоциями и поразительными способностями.