Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Библия на цветном стекле: 36 занимательных деталей витражей собора Нотр-Дам-де-Шартр

В средневековой церковной архитектуре и ее оформлении случайного немного: всё, включая витражи, подчинено определенной, продуманной заказчиками и обусловленной каноном, изобразительной программе

24 ноября 2023Обсудить

Строители готических храмов, сочетая несколько архитектурных приемов, научились так уменьшать нагрузку на несущие стены, чтобы можно было делать в них огромные оконные проемы. А в этих проемах засияли разноцветные витражи. В Шартрском соборе витражей более 170, большинство созданы тогда же, когда строилось само здание (в XII–XIII вв.), как и знаменитое изображение лабиринта, символизирующего духовный путь верующего, на полу храма. Vokrugsveta.ru разбирает самые важные и примечательные из многочисленных витражей Нотр-Дам-де-Шартр.

Библия на цветном стекле: 36 занимательных деталей витражей собора Нотр-Дам-де-Шартр

Нотр-Дам-де-Шартр — один из самых красивых готических соборов Европы, а его средневековые витражи считаются наиболее хорошо сохранившимися во Франции

Источник:

GORSKI Oleg / hemis.fr Legion Media

В плане собор, как правило, образовывал крест: длинное помещение, неф, пересекалось под прямым углом с более коротким, трансептом. История спасения человечества Богом обычно «читалась» с востока на запад, вслед за движением солнца, и с севера на юг.

Библия на цветном стекле: 36 занимательных деталей витражей собора Нотр-Дам-де-Шартр

План собора Нотр-Дам-де-Шартр, ориентированный по сторонам света. Цифрами отмечено местоположение описываемых ниже витражей

Источник:

JBThomas4, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

На востоке находилась апсида и алтарная часть, это самое священное место храма. На западной стене, где, как правило, располагался основной выход, обычно изображали Страшный Суд — конец времен, закат и обновление человечества. В северной части собора ключевыми, но, разумеется, не единственными, обычно были ветхозаветные сюжеты, в южной — новозаветные.

Апсида

Библия на цветном стекле: 36 занимательных деталей витражей собора Нотр-Дам-де-Шартр

Верхний ярус апсиды

Источник:

Micheletb, Public domain, via Wikimedia Commons

1. Богоматерь и Благовещение. Центральный и самый восточный витраж верхнего яруса апсиды посвящен Деве Марии, как и весь собор, где хранилась важнейшая для средневековых паломников реликвия — плат Богоматери. Вверху — Мадонна с младенцем, ниже — встреча Марии, носящей во чреве Христа, и ее родственницы Елизаветы — будущей матери Иоанна Крестителя.

Мадонна с младенцем

Встреча Марии и Елизаветы

Благовещение

Булочники

1 из 5

Мадонна с младенцем

Источник:

Micheletb, Public domain, via Wikimedia Commons

Еще ниже — Благовещение, сюжет, характерный для восточной части храма, поскольку с непорочного зачатия Девы Марии начинается спасение человечества. В самом низу изображены булочники — в знак того, что витраж собору пожертвовала именно эта городская гильдия. Храмы строились на средства самых разных дарителей, от ремесленников до королей, и то, что украшение собора — общее дело, хорошо видно по портретам донаторов на витражах Нотр-Дам-де-Шартр.

2. Капелла апостолов. Нижний ярус апсиды состоит из нескольких капелл. Центральная посвящена ближайшим ученикам Христа. В ее центральном окне — сцены призвания апостолов и взаимоотношений их с Иисусом. Слева, если смотреть на витражи изнутри, история апостолов Симона и Иуды Фаддея, а на двух витражных окнах справа — сюжеты, связанные с апостолами Андреем, Петром и Павлом.

Капелла апостолов

Центральное окно капеллы

Витраж с историей апостолов Симона и Иуды Фаддея

Фрагмент витража, посвященного апостолам Петру и Павлу

1 из 5

Капелла апостолов

Источник:

Micheletb, Public domain, via Wikimedia Commons

3. Капелла Мучеников. На пяти витражных окнах большой капеллы по левую сторону от центральной показаны сюжеты из житий тех святых, которые погибли за веру. В их числе первый христианский мученик святой Стефан (среди реликвий собора были камни, которыми, как считалось, тот был побит) и двое подвижников, проповедовавших в Галлии (то есть на территории будущего королевства Франция), — Савиниан и Потенциан.

Фрагмент центрального витража капеллы мучеников, посвященного святому Стефану

Фрагмент витража, посвященного святым Савиниану и Потенциану

1 из 2

Фрагмент центрального витража капеллы мучеников, посвященного святому Стефану

Источник:

Patrick from Compiègne, France, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons

4. Капелла Исповедников, или Святого Николая. Кроме этого весьма почитаемого святого, чьи деяния показаны в центральном окне, на других витражах капеллы можно видеть жития «апостола Галлии» Мартина Турского, Маргариты Антиохийской и Екатерины Александрийской, а также Ремигия, епископа Реймсского, который когда-то крестил в христианскую веру короля франков Хлодвига и потому считался святым покровителем французской короны.

Житие святого Николая

Житие Мартина Турского

Житие святых Маргариты Антиохийской и Екатерины Александрийской

Житие святого Ремигия

1 из 5

Житие святого Николая

Источник:

Micheletb, Public domain, via Wikimedia Commons

Отдельное окно посвящено современнику некоторых строителей собора, архиепископу Кентерберийскому Томасу Бекету, который при жизни даже приезжал в Шартр, а его друг и секретарь Иоанн Солсберийский стал епископом этого города. Бекет был убит в 1170 году после ссоры с королем Англии приближенными последнего, а спустя три года его причислили к лику святых. Эта история в одной капелле с житием святого Ремигия явно должна была подчеркивать контраст между сердечным согласием церкви и королевской власти во Франции и отсутствием этой гармонии в Англии. На витражах окна, посвященного Томасу Бекету французский король любезно принимает архиепископа в его ссылке, а английскому сам дьявол нашептывает в ухо дурные советы.

Житие святого Томаса Бекета

Фрагмент витража

Фрагмент витража

1 из 3

Житие святого Томаса Бекета

Источник:

Micheletb, Public domain, via Wikimedia Commons

Ансамбль северной стены трансепта с розой

Библия на цветном стекле: 36 занимательных деталей витражей собора Нотр-Дам-де-Шартр
Источник:

Patrick from Compiègne, France, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons

5. Богоматерь. Витражи самой северной стены собору подарила французская королевская семья, что повлияло на выбор сюжетов и деталей. В центре розы Дева Мария предстает в ипостаси Царицы Небесной с атрибутами монаршей власти. Она сидит на престоле в венце, а в руке ее скипетр, увенчанный золотой лилией.

Белая лилия — символ Пречистой Девы. В то же время золотые лилии — знак французского королевского дома, изображавшийся и на скипетре французских королей; через эту аналогию подчеркивается божественное покровительство, на которое претендует правящая династия. Шар в руке у младенца Христа — символ мироздания, которое он сотворил.

Библия на цветном стекле: 36 занимательных деталей витражей собора Нотр-Дам-де-Шартр
Источник:

MOSSOT, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

6. Голуби. Так изображены духовные дары — способности, которыми верующих наделяет своей силой Святой Дух. В разных частях Священного Писания упоминается разное количество таких даров. Здесь птиц Святого Духа четыре — число, связанное в христианском символизме с четырьмя сторонами света и означающее всеобщность, вселенскость. Голуби и ангелы показаны на синем фоне — это цвет неба, символизировавший вечность, истину и благочестие.

7. Ангелы. В четырех медальонах изображены ангелы, воздающие почести Деве Марии и Христу, с атрибутами богослужения: двое со свечами, а двое других — с кадилами. Всего медальонов в круге двенадцать — еще одно сакральное число, не раз повторяющееся на розах собора. Символизирует число избранных (12 колен Израилевых, 12 апостолов), полноту и совершенство, а также Церковь земную и небесную.

8. Херувимы. Ангельский чин из ближайших к Богу. В ветхозаветной Книге пророка Иезекииля они описаны как четырехкрылые существа, и при каждом из них колесо.

Библия на цветном стекле: 36 занимательных деталей витражей собора Нотр-Дам-де-Шартр
Источник:

Patrick from Compiègne, France, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons

9. Цари иудейские. В двенадцати ромбовидных окнах — изображения царственных предков Иисуса Христа в том виде, в каком они перечислены в Евангелии от Матфея, от Давида до Манассии, с атрибутами власти: венцами и скипетрами. По ветхозаветному пророчеству, Мессия должен быть царского рода, потомком Давида. В средневековых молитвах, сопровождающих ритуал помазания на царство французских королей, их сравнивают с ветхозаветными царями и пророками, получившими от Бога власть и покровительство.

10. Малые пророки. В полукружиях изображены авторы двенадцати малых пророческих книг Ветхого Завета: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия. В руках у них типичные атрибуты — свитки с пророчествами о приходе Спасителя.

11. Герб королей Франции. С XII века династия Капетингов использовала как эмблему голубой щит, усеянный золотыми лилиями. По одной из версий, Капетинги неслучайно сделали своим знаком символ Девы Марии, рассчитывая на особое покровительство Царицы Небесной. Золотые лилии на голубом фоне помещены и на четырехлистниках вокруг ее изображения.

12. Герб королей Кастилии. Золотой замок на красном фоне — эмблема королевы-матери Бланки Кастильской, унаследованная ею от отца, короля Кастилии Альфонсо VIII (само название страны означало «земля замков»). Бланка была очень влиятельной и волевой женщиной. Овдовев в 1226 году, она смогла подавить мятежи знати; дважды становилась регентом при сыне, короле Людовике IX Святом: в первый раз из-за его малолетства, второй — когда он ездил в крестовый поход и доверил ей управление королевством.

Библия на цветном стекле: 36 занимательных деталей витражей собора Нотр-Дам-де-Шартр

Слева направо: Мелхиседек и Навуходоносор, Давид и Саул, святая Анна, Соломон и Иеровоам, Аарон и фараон

Источник:

Rolf Kranz, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

13. Мелхиседек и Навуходоносор. В четырех из пяти окон под розой представлены праведные цари и пророки из Ветхого Завета — в глазах средневековых королей проводники сакрального начала власти. У них под ногами, на нижнем ярусе, изображены правители дурные и нечестивые.

Мелхиседек, по Библии, был священником и царем Салима, который радушно встретил возвращавшегося из военного похода Авраама, родоначальника еврейского народа, за что тот отблагодарил его десятой частью добычи. На голове у Мелхиседека корона, а в руках потир и кадило, что иллюстрирует двойственный статус царя-священника.

Этот дуализм имел большое значение для королей Франции, претендовавших на то, что помазание на царство дает им статус сродни священническому. «Образ этого царя-священника помогал тем, кто признавал королей существами сверхъестественными, обосновать авторитетность и древность их идеала», — писал о Мелхиседеке французский медиевист Марк Блок.

Внизу изображен царь Вавилона Навуходоносор, язычник, воздвигнувший золотого идола и принуждавший всех ему поклоняться, согласно ветхозаветной Книге пророка Даниила. Там же сказано, что Навуходоносор был наказан за гордыню временным безумием и некоторое время жил в поле, как дикий зверь.

14. Давид и Саул. Царь и пророк Давид — образец угодного Богу и Богом же назначенного правителя. Арфа — его непременный атрибут поэта и музыканта: традиция приписывает Давиду сочинение всей Книги псалмов.

Саул, первый царь Израиля, в Библии предстает примером правителя, сначала получившего власть по воле Бога, но затем из-за самонадеянности и заносчивости утратившего его покровительство. Завидовал своему зятю Давиду и пытался его убить. В сражении с филистимлянами был окружен врагами и совершил самоубийство, бросившись на меч.

15. Святая Анна с младенцем Марией и гербом Франции. Анна, мать Богородицы, не упомянута в канонических книгах Библии. Сведения о ней и рождении Девы Марии есть только в апокрифах. Тем не менее бабушку Иисуса Христа почитали в средневековой Европе, а в Шартрском соборе хранилась частица ее мощей.

В руке святой три цветка лилии — символ чистоты, невинности и богоизбранности. Мария держит книгу — символ божественной мудрости. У ног Анны герб французского короля: донатор, с одной стороны, проявлял смирение и скромность, как бы преклоняясь перед святыми, с другой — визуально заручался их покровительством.

Библия на цветном стекле: 36 занимательных деталей витражей собора Нотр-Дам-де-Шартр

Слева: Соломон и Иеровоам. Справа: Аарон и фараон

Источник:

Rolf Kranz, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

16. Соломон и Иеровоам. Легендарный царь Соломон, сын Давида, считался образцом мудрого правителя и справедливого судьи. По Ветхому Завету, он попросил во сне у Бога «сердце разумное, чтобы судить народ… и различать, что добро и что зло» (3-я Цар. 3:9). При нем был построен храм Яхве в Иерусалиме — важнейшая святыня иудаизма. На витраже Соломон держит скипетр — знак царской власти.

Иеровоам — по Библии, первый правитель Израильского царства, отделившегося от Иудейского после смерти царя Соломона, бывший мятежник и основной виновник этого раскола. Вверг свой народ в грех идолопоклонства, установив статуи золотых тельцов в двух городах. Изображен поклоняющимся этим идолам.

17. Аарон и фараон. Аарон — брат пророка Моисея и первый еврейский первосвященник. На его статус указывает наперсник; согласно Книге Чисел, четырехугольный нагрудник первосвященника должен быть украшен двенадцатью самоцветами, на которых вырезаны имена двенадцати колен Израилевых. В руке Аарона жезл, его главный атрибут.

В подтверждение того, что Аарон достоин сана первосвященника, согласно Книге Чисел, Бог сотворил чудо, сделав так, что жезл зацвел. В христианской традиции зацветший жезл — символ воплощения Христа от Девы Марии. В другой руке Аарона книга, символизирующая скрижали Завета, полученные Моисеем от Бога на горе Синай.

Фараон, бросившийся во главе своего войска в погоню за Моисеем и Аароном, когда те увели евреев из Египта, изображен гибнущим в волнах Красного моря. Согласно Книге Исхода, Моисей заставил воды расступиться, чтобы его народ мог попасть на другой берег, но над преследователями волны сомкнулись и поглотили их.

Ансамбль южной стены трансепта с розой

Библия на цветном стекле: 36 занимательных деталей витражей собора Нотр-Дам-де-Шартр
Источник:

Patrick from Compiègne, France, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons

18. Христос во славе. Южная роза посвящена прославлению Бога, каким он предстает в главе 4 Откровения Иоанна Богослова. Господь в образе правителя и судии восседает на небесном троне, одна рука сложена в благословляющем жесте, в другой — чаша евхаристии, символизирующая кровь и жертву Христа.

Библия на цветном стекле: 36 занимательных деталей витражей собора Нотр-Дам-де-Шартр
Источник:

Patrick from Compiègne, France, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons

19. Символы евангелистов. В четырех медальонах первого круга, расположенных по диагоналям, — «четыре животных» из главы 4 Откровения, непрестанно славящие Бога возле его престола: «…И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему» (Откр. 4:7). В христианстве они считаются символами четырех евангелистов: лев — Марка, телец — Луки, антропоморфное ангелоподобное существо — Матфея, орел — Иоанна.

20. Ангелы. В остальных восьми медальонах внутреннего круга — ангелы с кадилами, славящие Бога.

21. Старцы. В двух следующих кругах по 12 медальонов изображаются описанные в Откровении Иоанна 24 старца, сидящие вокруг Божьего престола и воздающие хвалу Всевышнему, «имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр. 5:8). Эти атрибуты тоже показаны, а на головах у старцев, согласно тексту, — венцы победителей, а не царские короны. Старцы складывают эти венцы у божьего трона.

Библия на цветном стекле: 36 занимательных деталей витражей собора Нотр-Дам-де-Шартр
Источник:

Patrick from Compiègne, France, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons

22. Евангелисты и пророки. На четырех из пяти узких окнах под южной розой изображены четыре евангелиста, сидящие на плечах ветхозаветных пророков. Слева направо соответственно (не считая центральное окно на фото выше): Лука и Иеремия, Матфей и Исаия, Иоанн и Иезекииль, Марк и Даниил.

Такая трактовка преемственности Нового и Ветхого Заветов отсылает к идее, приписываемой философу из этого же города, Бернару Шартрскому, жившему в XII веке: «Мы подобны карликам на плечах гигантов; мы видим больше и дальше, чем они, не потому, что наше зрение острее, и не потому, что мы выше их, но потому, что они нас подняли и возвысили своим величием».

Библия на цветном стекле: 36 занимательных деталей витражей собора Нотр-Дам-де-Шартр
Источник:

Patrick from Compiègne, France, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons

Библия на цветном стекле: 36 занимательных деталей витражей собора Нотр-Дам-де-Шартр
Источник:

Patrick from Compiègne, France, CC BY-SA 2.0, via Wikimedia Commons

23. Донаторы. Под фигурами библейских пророков и евангелистов в каждом из четырех упомянутых окон — портреты современников строительства собора. Это очень знатная семья, оплатившая создание этого витражного ансамбля. Слева направо: Иоланда Бретонская, дочь графа Пьера де Дрё; Аликс де Туар, жена Пьера де Дрё и наследница герцогства Бретонского; сам граф и его сын Жан. Их герб представлен и на одежде, и под фигурой Богоматери в центре, и на четырехлистниках южной розы.

Тем, что они изображены внизу, заказчики витража демонстрируют христианское смирение, но одновременно претендуют на покровительство со стороны Бога и святых за свой благочестивый поступок. Интересно, что своенравный феодал Пьер де Дрё устраивал мятеж против короля Людовика IX и его матери Бланки Кастильской, которые «проспонсировали» витражный ансамбль прямо напротив, на северной стене трансепта.

24. Богоматерь с ветвью. Дева Мария, изображенная в пятом, центральном окне под южной розой, держит младенца Христа, а в другой руке — один из ее атрибутов, цветущую ветвь древа Иессеева, означающую происхождение Мессии из рода Давида, сына Иессея. В ветхозаветной Книге Исаии об этом сказано: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (Ис. 11:1). Поэтому Деву Марию раннехристианские писатели называли «лоза из корня». Латинское слово virga — «побег», «росток» — созвучно слову virgo — «дева».

Ансамбль западной стены с розой

Библия на цветном стекле: 36 занимательных деталей витражей собора Нотр-Дам-де-Шартр
Источник:

Depositphotos via Legion Media

25. Христос-судия. На западной стене соборов обычно изображался закат земной истории человечества — апокалиптические сцены конца времен и Страшного Суда, описанные в Откровении Иоанна Богослова. В центральном медальоне западной розы Шартрского собора изображен Господь, определяющий на Страшном Суде участь праведников и грешников.

26. Символы евангелистов. В четырех медальонах ближайшего к центру круга изображены: в левом — лев, символ Марка; в верхнем — орел, символ Иоанна; в правом — телец — символ Луки; в нижнем — ангел, символ Матфея. На остальных восьми медальонах между ними — ангелы.

27. Апостолы. В медальонах второго круга, в трех слева и трех справа от центра, изображены двенадцать учеников Христовых, по два в каждом.

Библия на цветном стекле: 36 занимательных деталей витражей собора Нотр-Дам-де-Шартр
Источник:

Depositphotos via Legion Media

28. Суд. На нижнем медальоне второго круга архангел Михаил взвешивает души. На медальоне слева от него Христос ведет праведников в рай, на медальоне справа дьявол гонит грешников в ад.

Библия на цветном стекле: 36 занимательных деталей витражей собора Нотр-Дам-де-Шартр
Источник:

Depositphotos via Legion Media

29. Лоно Авраамово. Синоним рая, место, где обретают вечный покой и блаженство те, кто это заслужил. Выглядит как сонм праведников на коленях у праотца Авраама. По словам культуролога Сергея Аверинцева, «образ лона Авраамова связан со взглядом на Авраама как на „отца верующих“, не только породившего физически „избранный народ“, но как бы усыновляющего лично каждого прозелита (в христианстве — каждого уверовавшего)». Один из сюжетов, сопутствующих изображениям Страшного Суда. На медальонах по обе стороны от него — херувимы.

30. Ангелы. В четырех верхних медальонах изображены крылатые вестники Бога, четверо — с трубами, двое — с орудиями страстей Христовых.

Библия на цветном стекле: 36 занимательных деталей витражей собора Нотр-Дам-де-Шартр
Источник:

Depositphotos via Legion Media

Библия на цветном стекле: 36 занимательных деталей витражей собора Нотр-Дам-де-Шартр
Источник:

Depositphotos via Legion Media

31. Воскресение мертвых. В трех медальонах внешнего круга слева от центра и трех — справа изображены умершие, восстающие из могил и ожидающие Божьего суда, как предсказано в Ветхом и Новом Заветах. «…Наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения», — сказано в Евангелии от Иоанна (Ин. 5:28-29).

Библия на цветном стекле: 36 занимательных деталей витражей собора Нотр-Дам-де-Шартр
Источник:

Depositphotos via Legion Media

32. Ад. В двух нижних медальонах внешнего круга — преисподняя в виде разверстой пасти и черти, истязающие грешников. Популярный мотив средневековой христианской иконографии, изображение ада в виде чудовища, пожирающего людей, восходит к фразе из ветхозаветной Книге пророка Исаии: «…Преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою» (Ис. 5:14).

Библия на цветном стекле: 36 занимательных деталей витражей собора Нотр-Дам-де-Шартр
Источник:

Depositphotos via Legion Media

33. Страсти Христовы. Три витражных окна под западной розой — старейшие в соборе, они созданы в середине XII века и пережили страшный пожар 1194 года, когда уцелели только западная стена с башнями и крипта, а все остальное пришлось отстраивать заново.

Витражи посвящены жизни, происхождению и жертве Христа. Обычно (но не всегда) история, рассказанная в нескольких частях на витражном окне, читается снизу вверх и слева направо. В данном случае это тоже так: на 14 медальонах левого окна главный евангельский сюжет начинается со сцены Преображения Господня на горе Фавор, продолжается страстями и распятием и заканчивается воскресением Христа.

34. Рождение и жизнь Иисуса. Почти все центральное окно «читается» в том же порядке — снизу вверх, от благовещения к Рождеству Христову и поклонению волхвов и далее до крещения и въезда Господня в Иерусалим. Но венчает всю композицию изображение Богоматери с младенцем в окружении ангелов.

35. Древо Иессеево. Окно справа посвящено земной родословной Иисуса. Композиция этого сюжета в христианской иконографии сложилась в IX веке. Внизу на витраже изображен спящий Иессей, отец царя Давида, чей прямой потомок — Христос. Из спящего растет родословное древо, воплощающее уже цитированный выше пассаж из Книги Исаии: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его». Вдоль ствола несколько поколений предков Иисуса, затем Дева Мария, и венчает его крону Христос в окружении семи голубей, символизирующих семь даров Святого Духа. По бокам от древа — ветхозаветные пророки, предсказывавшие рождение Мессии, со свитками в руках.

Окно в южной обходной галерее

Библия на цветном стекле: 36 занимательных деталей витражей собора Нотр-Дам-де-Шартр
Источник:

Micheletb, Public domain, via Wikimedia Commons

Библия на цветном стекле: 36 занимательных деталей витражей собора Нотр-Дам-де-Шартр
Источник:

Micheletb, Public domain, via Wikimedia Commons

36. «Мадонна прекрасного витража». Это один из старейших и красивейших витражей Шартрского собора, а также самый почитаемый из них в Средние века. Три панели с изображением Богоматери с младенцем на престоле, изготовленные в XII веке, чудом уцелели в пожаре 1194 года и в следующем столетии были встроены в более позднее витражное окно.

Образ Мадонны обрамляют панели с ангелами, а внизу — витражи на евангельские сюжеты свадьбы в Кане Галилейской, когда Иисус превратил воду в вино, и искушения Христа дьяволом в пустыне. Над Богоматерью — Святой Дух в виде голубя, а за ним виден город — Небесный Иерусалим, где праведная часть человечества воссоединится с Богом в конце своей истории.

Сама фигура Мадонны образует вокруг Христа мандорлу — миндалевидную форму, символ божественного света. Всего изображений Девы Марии в посвященном ей соборе, куда паломники шли поклониться ее реликвии, исследователи насчитали 75.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения