Свадьба, рождение ребенка, путешествия, поездки к родственникам — сегодня все самые важные события своей жизни человек фиксирует на фото или видео. А в 70-е годы прошлого века «Вокруг света» вспоминал об африканском народе, писавшем историю семьи на стенах своих домов.
1972 № 4
Басутскую хижину просто нельзя не заметить: стены ее изукрашены орнаментом и расписаны яркими красками. Этнограф Перси Д. Липтон, который занимался изучением народа басуто в Южной Африке, описывал родственные связи в племени. Ученый ходил из хижины в хижину, затевал длинные разговоры, пытался сломить естественное недоверие (зачем, мол, все это нужно белому?).
Глава семьи обычно помалкивал, куря трубку и важно кивая головой, все разъяснения давала первая жена. Младшие жены толпились, сгорая от любопытства, у входа снаружи, поминутно заглядывая в хижину. Внезапно разгорелся спор из-за старшинства детей от разных женщин, и тогда в него вмешался хозяин.
Вместе с Липтоном и всеми женами он вышел во двор и стал водить пальцем по узорам, покрывавшим стены. Время от времени он тихо советовался с первой женой, и та тоже водила пальцем по узорам. Наконец хозяин удовлетворенно кивнул головой и, показав на одну из женщин, сказал ученому: «У нее старше…»
Но теперь Липтона уже не интересовала проблема старшинства. Стена! Стена, заменявшая семье архив, — вот настоящая загадка!
Поначалу хозяева не поняли, чем так поражен Липтон. Потом, набравшись терпения, стали втолковывать вещи, на их взгляд, совсем очевидные. Каждая деталь орнамента имеет свое значение: вот из этого ясно, что родился сын, а это, понятное дело, — дочь, тут зарегистрирована покупка скота, ну и так далее. При этом получалось, что разобраться в рисунке могут только члены семьи, а, скажем, соседу это уже не под силу; зато у него есть свои знаки…
И правда, никто из басуто в других деревнях не смог прочитать запись, которую Липтон тщательно перерисовал со стены.
Было это в начале нашего столетия. Сообщение Липтона, опубликованное в сугубо специальном журнале, издававшемся в Южной Африке, осталось почти незамеченным. С тех пор басуто создали свою — на основе латинской — письменность и, нужно сказать, стали одним из наиболее грамотных народов Южной Африки. Все записи в Лесото — государстве басуто — теперь делают по-английски и на сисуто, необходимость писать на стенах хижин все, что случается в семье и в деревне, отпала. Однако сама традиция украшать стены домов орнаментом сохранилась. Но значение его забылось.
СЕГОДНЯ
Правила чтения
В статье идет речь о народе басуто, и сейчас живущем в Южной Африке. В начале XIX века великий правитель Мошеш I создал государство басуто. В 1868 году, опасаясь вторжения соседних бурских республик, правитель попросил Великобританию установить протекторат. Британские власти сохранили институт вождей и укрепили власть местного короля.
Первая конституция страны вступила в силу в 1959-м, когда среди басуто начали расти антиколониальные настроения. В 1965 году государство получило внутреннее самоуправление. 4 октября 1966 года оно стало независимым государством Лесото. Это одно из самых маленьких государств Африки, его территория — 30 355 км2.
Во второй половине ХХ века страна пережила несколько военных переворотов. Согласно конституции 1993 года, Лесото является конституционной монархией, сейчас страной управляет король Летсие III.
В Лесото до сих пор один из самых высоких уровней грамотности в Африке: около 80% населения старше 15 лет умеют читать и писать. Причем грамотность среди женщин выше, чем среди мужчин.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 11, ноябрь 2016, частично обновлен в марте 2024