Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Семейские ценности: как живут современные старообрядцы в Забайкалье

Потомки старообрядцев, оказавшихся в Забайкалье в XVIII веке, сохранили свою веру и обычаи, но не дали превратить себя в экспонаты этнографического музея

Обсудить
Детские развлечения на празднике старообрядцев «Корогод» в Улан-Удэ. На заднем плане храм Святителя Николая | Источник: Александр Ведерников
Детские развлечения на празднике старообрядцев «Корогод» в Улан-Удэ. На заднем плане храм Святителя Николая
Источник:
Александр Ведерников

Писатель Валентин Распутин заметил: «Мы должны быть благодарны старообрядчеству за то, в первую очередь, что на добрых три столетия оно продлило Русь в ее обычаях, верованиях, обрядах, песне, характере, устоях и лице. Эта служба быть может не меньше, чем защита отечества на поле брани». Однако старообрядцы, переселенные в XVIII веке в Забайкалье из Польши и Литвы после раздела Речи Посполитой, меньше всего думали об «обрядах и песне», и даже о том, чтобы «продлевать Русь». Их задача была другой: сохранить истинную христианскую веру, как они ее понимали, перед лицом гонений, которые продолжались много веков, несмотря на смену правящих режимов. Семейскими их прозвали жители окрестных деревень за большие и крепкие семьи со множеством детей. Местные хозяйственники, от купцов-золотопромышленников до советских директоров, любили нанимать семейских на работу: не было во всей Сибири никого трудолюбивее и трезвее. В советский период, когда были уничтожены старообрядческие церкви, остался единственный способ сохранить идентичность: подчеркивать свою самобытность, создавая этнографические музеи и фольклорные ансамбли. Сегодня сибирских староверов невозможно обвинить в желании вернуть Россию в XVII век: они вполне интегрированы в современную жизнь. Хранить верность своим принципам в меняющемся мире — то, чему их научили два с половиной века истории.

Традиционные наряды семейских сегодня можно видеть на выступлениях фольклорных ансамблей, но главным образом — во время церковных богослужений | Источник: Александр Ведерников
Новое поколение семейских в повседневной жизни выглядит вполне современно. Заповеди воздерживаться от блуда и табакокурения, не осквернять свое тело татуировками остаются в силе, однако никто не требует от нынешних последователей старообрядческого христианства превращать свою жизнь в этнографический заповедник | Источник: Александр Ведерников
«Не поеду в город, буду отцу и мамке помогать», — сказал Костя Ефимов и остался в селе Билютай. Семья содержит ферму на берегу реки Хилок | Источник: Александр Ведерников
Роспись на ставнях и фасадах здешних домов — характерная черта селений семейских — в XXI веке обогатилась новыми сюжетными мотивами | Источник: Александр Ведерников
Во времена гонений сохранить древние богослужебные книги было гораздо сложнее, чем костюмы и фольклор | Источник: Александр Ведерников
Патриарх Русской Древлеправославной церкви Александр (Калинин) беседует с прихожанами после утренней службы в Никольской старообрядческой церкви в Улан-Удэ. Как в царской России, так и в СССР власти стремились селить старообрядцев разных согласий вперемешку, чтобы помешать созданию сплоченных общин. Сегодня последователи РДЦ (бывшие «беглопоповцы») составляют значительную долю семейских | Источник: Александр Ведерников
+2
Ульян Ефимович Болонев показывает, как правильно осенять себя крестным знамением. Мухоршибирский район, село Гашей | Источник: Александр Ведерников
Нина Тимофеевна Кушнарева из села Калиновка Мухоршибирского района в традиционном костюме, обычно включающем янтарные бусы | Источник: Александр Ведерников

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 6, июль-август 2021

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения