Писатель Валентин Распутин заметил: «Мы должны быть благодарны старообрядчеству за то, в первую очередь, что на добрых три столетия оно продлило Русь в ее обычаях, верованиях, обрядах, песне, характере, устоях и лице. Эта служба быть может не меньше, чем защита отечества на поле брани». Однако старообрядцы, переселенные в XVIII веке в Забайкалье из Польши и Литвы после раздела Речи Посполитой, меньше всего думали об «обрядах и песне», и даже о том, чтобы «продлевать Русь». Их задача была другой: сохранить истинную христианскую веру, как они ее понимали, перед лицом гонений, которые продолжались много веков, несмотря на смену правящих режимов. Семейскими их прозвали жители окрестных деревень за большие и крепкие семьи со множеством детей. Местные хозяйственники, от купцов-золотопромышленников до советских директоров, любили нанимать семейских на работу: не было во всей Сибири никого трудолюбивее и трезвее. В советский период, когда были уничтожены старообрядческие церкви, остался единственный способ сохранить идентичность: подчеркивать свою самобытность, создавая этнографические музеи и фольклорные ансамбли. Сегодня сибирских староверов невозможно обвинить в желании вернуть Россию в XVII век: они вполне интегрированы в современную жизнь. Хранить верность своим принципам в меняющемся мире — то, чему их научили два с половиной века истории.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 6, июль-август 2021