В город Ахен (Германия) вернулась редкая монета, которая была там отчеканена 1200 лет назад. Это динарий с изображением Карла Великого, сделанный во времена его правления, — а значит, и один из немногих прижизненных портретов монарха. До музея на родине короля монета добиралась извилистым путем из частной коллекции,
Житель Франции вспомнил про древние монеты, доставшиеся в наследство от деда-фермера, когда решил построить дом. Перебирая семейные ценности, мужчина обнаружил динарий с профилем Карла Великого. Чтобы выручить денег, он выставил находку на интернет-аукцион.
Эксперты группы муниципальных музеев Ахена «Путь Карла Великого», которые следят за появлением таких реликвий в интернете, заметили и выкупили монету. По словам ученых, это было недорого — вероятно, на дом французскому фермеру не хватило.
Историки отметили, что содержание серебра в монете невелико. Видимо, ее ценность была небольшой. Чтобы купить корову, жителю империи нужно было потратить от 12 до 20 таких динариев.
На аверсе изображен профиль Карла Великого, на реверсе — здание с крестом. По словам специалистов, оно выглядит как смесь римского храма и византийской церкви.
Судя по портрету, у короля было круглое лицо, усы и короткая шея — последняя деталь подтверждается и биографом Карла. Видна часть одеяния, как у римского полководца, и лавр на голове — это указывало на преемственность от Римской империи.
Своим размером и внешним видом динарий напоминает монеты, которые выпускали римские императоры, что также говорит об амбициях «отца Европы».
Сотрудники музея определили, что монета была выпущена в Ахене. Что касается даты чеканки есть две версии. Указанный на ней титул «император Август» Карл начал использовать не сразу после коронации, а только в 812 году, когда его императорство признала Византия. Динарии могли быть предназначены для ознаменования этого события — тогда они, вероятно, даже не использовались как деньги.
Также монеты с портретом могли быть отчеканены в последний год жизни Карла Великого — 813-й. Тогда король уже сильно болел, беспокоился о будущем империи, преемственности трона и назначил соправителем своего сына.