Международная команда исследователей во время аэрофотосъемки обнаружила концентрацию стоянок майя площадью 1700 км2. Аппаратура позволила рассмотреть сквозь кроны деревьев сотни городов и деревень, которые почти два тысячелетия оставались скрыты густыми тропическими лесами. Ландшафт указывает на то, что все поселения были связаны друг с другом и представляли развитую агломерацию.
Чтобы буквально просветить джунгли, ученые уже не в первый раз использовали лидар. Это технология, которая излучает свет (лазер) и затем замеряет время возвращения света, отраженного от поверхности, чтобы получать аэрофотоснимки ландшафта. Особенно полезной она оказалась для исследований в непроходимых районах, таких, как тропики карстового бассейна Мирадор-Калакмуль в Гватемале — с помощью лазеров у археологов появилась возможность проникнуть сквозь густые кроны деревьев.
Анализируя данные сканирования, команда насчитала 964 древних поселения, сконцентрированные в регионе карстового бассейна и в его округе. Все они относятся к среднему и позднему доклассическому периоду майя — то есть существовали примерно с 1000 года до н. э. по 250 г. н. э.
Города, поселки и деревни соединены между собой 177 километрами мощенных дорог, по которым, скорее всего, майя передвигались пешком. В них обнаружены руины крупных платформ, несколько пирамид, а также система каналов и резервуаров для воды.
По словам ученых, они впервые увидели такую область, которая была объединена социально, политически и экономически, чего ранее не встречалось в Западном полушарии того периода.
«Монументальная архитектура и преемственность в строительстве, конкретные границы участков, сооружения для распределения и сбора воды, километры эстакад предполагают инвестиции в рабочую силу и большие организационные возможности. Все это говорит о централизованном управлении в пределах данного региона», — объясняют авторы в своем
Почему именно там возникла агломерация?
Ученые ответили и на вопрос, чем именно эта местность привлекла майя, чтобы построить целую сеть городов или агломерацию, которую можно даже сравнить с небольшой страной.
В регионе, по словам геологов, удачно сочетались возвышенности и низменности. На первых были сухая почва, пригодная для жилья, и известняк, который служил основным строительным материалом. А во-вторых, сезонные болота «байос» прекрасно подходили для сельского хозяйства, так как становились водно-болотными угодьями и давали богатую органику для террасного земледелия.