Полтора века назад Русское географическое общество (РГО) снарядило Миклухо-Маклая в Новую Гвинею — изучать обычаи папуасов. С тех пор изменилось многое, но аборигенные племена по-прежнему придерживаются старых традиций, а РГО — поддерживает исследовательские экспедиции. Отправиться в настоящую этнографическую экспедицию РГО, увидеть сразу и Ямал, и Папуа, познакомиться с бытом короваев и ненцев теперь может обычный человек!
Казалось бы, что может быть общего у привычных к арктическим морозам ненцев и затерянных посреди Тихого океана папуасов? Прежде всего, кочевой образ жизни — именно кочевников будут исследовать участники экспедиции «Ямал + Папуа». Но причины для того, чтобы переезжать с места на место, у этих народов принципиально разные.
Первая остановка — Ямал
Первая часть экспедиции проходит на Ямале. Живущие здесь ненцы, которых когда-то называли самоедами, — известные оленеводы, веками каслающие (то есть, перегоняющие стада) по тундре. Долго на одном месте они не задерживаются, иначе оленям не хватит корма. Как их далекие предки, ненцы то разбирают чумы, то ставят их на новом месте, — причем занимаются этим исключительно женщины, да и само передвижное жилище нередко входит в собственность хозяйки.
Весь уклад ненцев подстроен под ритм жизни оленьего стада, которое и кормит, и одевает, и помогает перевозить поклажу с места на место.
Дети здесь играют в куклы, сделанные из птичьих клювов: из утиных получаются женщины, из гусиных — мужчины. Еще одна забава детворы — нацепить оленьи рога и пуститься наперегонки, имитируя традиционные гонки упряжек. Кстати, сами гонки можно увидеть во время экспедиции к ненцам.
Ненцы — очень гостеприимный народ. Приезжающих к ним исследователей непременно угостят строганиной и другими национальными блюдами, напоят самобытным чаем. Самое главное — вовремя перевернуть чашку вверх дном, иначе хозяева будут постоянно подливать в нее горячий чай.
Вторая остановка — Папуа
Выбравшись из снегов Ямала, члены экспедиции сразу же отправляются в жаркие джунгли Папуа. Обитающие там короваи не разводят стада домашних животных, а живут охотой и собирательством. Племя строит себе дома на высоких деревьях, на высоте 20–25 метров над землей, а то и выше. Делают они это из соображений безопасности — чтобы представители других племен не могли незаметно подобраться и выкрасть женщин, попутно убив всех мужчин.
Засека вокруг дерева, на котором гнездится дом, усыпана сухими ветвями, так что бесшумно подойти к нему не получится. С хитростью и лестница, ведущая к жилому помещению, — она устроена так, что пока по ней кто-то поднимается, весь дом ходит ходуном.
Такое обиталище, по местным поверьям, надежно защищает еще и от злых духов, да и диким животным со змеями внутрь не пробраться. Дома здесь строят без единого гвоздя — железа в местной культуре попросту нет, тут в прямом смысле продолжается «каменный век», и оружие, как и инструменты, делают из подручных материалов. Ножи, например, изготавливают из бедренной кости казуаров — крупных тропических птиц.
Кочевать короваев заставляет необходимость добывать еду самим себе. Основу их рациона составляет мякоть саговой пальмы, из которой они добывают крахмал, чтобы испечь хлеб. Рано или поздно заросли саго истощаются, тогда-то племя и переходит на новое место. Срубленные деревья оставляют на болоте.
Через несколько месяцев, вернувшись на прежнее место, из них можно будет добыть деликатес — личинок жука-дровосека. Кстати, у участников экспедиции РГО есть шанс их попробовать — короваи очень внимательны к гостям и предлагают им самое вкусное. Отказываться в этих краях не принято — это обида для хозяев.
Еще полвека назад об этом племени никто знать не знал — короваи достаточно скрытные, да и обитают глубоко в джунглях, куда не так легко добраться. Говорят, что в некоторых кланах, живущих в недоступных местах, до недавнего времени практиковали каннибализм. По поверьям короваев, чтобы качественно отомстить врагу, нужно съесть его мозг и желудок, ведь именно там заключена душа.
Для того чтобы изучить быт и обычаи народов, сохранивших доисторические традиции, разобраться в логике поступков кочевых племен, нужно на какое-то время полностью погрузиться в их жизнь — именно это предполагает экспедиция РГО, которая отправляется в путь уже в марте. В ее ходе исследователи вместе с ненцами будут чинить нарты, заниматься подледной рыбалкой, смогут разобраться, как делают нити из оленьих жил и как плетут украшения из бисера.
А вместе с короваями смогут сходить на охоту на диких свиней, выяснить, как именно ловят рыбу на болотах, оценить эффективность костяного оружия и красоту ожерелий из кабаньих клыков. В конце концов, именно ради познания нового и затеваются экспедиции, членом которой может стать каждый благодаря РГО и сотрудничающим с обществом туристическим компаниям.
Фото: АЛЕКСЕЙ КОЛЬБОВ; CHRIS HANNANT, ANDREY GUDKOV / ISTOCK
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 2, март 2024