«Бог есть свет» — эту мысль развивал на практике человек, которого называют «отцом готической архитектуры», — аббат Сугерий. Базилика монастыря Сен-Дени, перестроенная по его инициативе в 1140-е годы, стала первым образцом нового стиля, который перенимали по всей Европе.
Северная роза
Диаметр: 10,5 м
Годы создания: около 1230 года
Техника: витраж
Где находится: Собор Нотр-Дам-де-Шартр, г. Шартр, Франция
Важнейшим элементом этой архитектуры стали огромные витражи. Главная составляющая, без которой нет витража, — свет. Но чтобы впустить этот свет, понадобились революционные изменения в архитектуре. Стрельчатые своды, укрепленные каменными ребрами, в сочетании с контрфорсами (вертикальными внешними выступами) и с выносными полуарками эффективно распределяли нагрузку на несущие стены, что позволило увеличить площадь окон.
Витражи преображали свет, льющийся сквозь них: интерьер как будто наполнялся сиянием самоцветов, уподобляясь стенам Небесного Иерусалима, которые в Откровении Иоанна Богослова предстают сложенными из драгоценных камней.
Оформление готического собора подчинено единой художественной программе, опиравшейся на канон. Храм, с одной стороны, был отражением сотворенной Богом Вселенной, а с другой рассказывал историю мира от его сотворения до Страшного Суда, от грехопадения рода человеческого до спасения его Иисусом Христом. Изобразительная программа была рассчитана на разные уровни восприятия.
Наиболее узнаваемые сюжеты скульптуры и витражей служили «Библией для неграмотных», оживляя в памяти прихожан, далеких от книжной культуры, истории и постулаты, услышанные в проповедях. А люди образованные, прежде всего духовенство, могли оценить стройность замысла, с которым воплощалась священная история, найти параллели с богословскими трактатами.
Нотр-Дам-де-Шартр, Шартрский кафедральный собор, посвященный Богоматери, — шедевр готической архитектуры XII–XIII веков, и витражами он особенно знаменит. Их более 170, и они сохранились лучше, чем где бы то ни было во Франции. Их общая площадь — около 2600 квадратных метров.
Вклад меценатов
Столь грандиозное предприятие, как строительство собора, требовало многочисленных пожертвований. По витражам Нотр-Дам-де-Шартр можно судить, насколько разнообразен список дарителей. Тут есть и медальоны с изображениями ремесел, представляющие объединения сапожников, булочников, бочаров, и гербы и портреты аристократов.
«Вложилась» и королевская семья. Витражный ансамбль северной стены (около 1230 года) собору подарила королева Бланка Кастильская. В то время она правила Францией в качестве регента при юном сыне Людовике IX.
Роза южной стены посвящена прославлению Христа, западной — традиционно Страшному Суду, а северной — Деве Марии и воплощению через нее Спасителя. Не без влияния венценосных дарителей в эту тему органично вплелась и другая — мотив праведного царя, чья власть получена от Бога, а сам он во всем подражает образцам из Священного Писания.
О деталях других витражей Нотр-Дам-де-Шартр читайте в специальном материале Vokrugsveta.ru
1. Богоматерь. Дева Мария предстает с атрибутами монаршей власти: она сидит на престоле в венце, а в руке ее скипетр, увенчанный золотой лилией. Белая лилия — символ Пречистой Девы. А золотые лилии — знак французского королевского дома, изображавшийся и на скипетре французских королей. Через такую аналогию подчеркивается божественное покровительство, на которое претендует правящая династия. Шар в руке у младенца Христа — символ мироздания, которое сотворил Бог.
2. Голуби. Так изображены духовные дары — способности, которыми верующих наделяет Святой Дух. В разных частях Священного Писания упоминается разное количество даров. Здесь птиц Святого Духа четыре — число, связанное в христианском символизме со сторонами света и означающее всеобщность, вселенскость.
Голуби и ангелы показаны на синем фоне — это цвет неба, символизировавший вечность, истину и благочестие. Витражи собора славились своим «шартрским синим» — стойкой краской глубокого и красивого оттенка.
3. Ангелы. В четырех медальонах, по два с обеих сторон от центрального, они воздают почести Деве Марии и Христу, держа атрибуты богослужения: свечи или кадила. Всего медальонов в круге двенадцать — еще одно сакральное число, не раз повторяющееся на розе. Оно символизирует количество избранных (12 колен Израилевых, 12 апостолов), полноту и совершенство, а также Церковь земную и небесную.
4. Цари иудейские. В двенадцати окнах — изображения царственных предков Иисуса Христа в том виде, в каком они перечислены в Евангелии от Матфея, с атрибутами власти: венцами и скипетрами. По ветхозаветному пророчеству, Мессия должен быть царского рода, потомком Давида.
В средневековых молитвах, сопровождающих ритуал помазания на царство французских королей, государей сравнивают с ветхозаветными царями и пророками, получившими от Бога власть и покровительство.
5. Херувимы. Ангельский чин из ближайших к Богу. В ветхозаветной Книге пророка Иезекииля они описаны как четырехкрылые существа, и при каждом из них колесо.
6. Малые пророки. В полукружиях изображены авторы двенадцати малых пророческих книг Ветхого Завета: Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей, Наум, Аввакум, Софония, Аггей, Захария, Малахия. В руках у них типичные атрибуты — свитки с пророчествами о приходе Спасителя.
7. Герб королей Франции. С XII века династия Капетингов использовала как эмблему голубой щит, усеянный золотыми лилиями. По одной из версий, Капетинги неслучайно сделали своим знаком символ Девы Марии, рассчитывая на особое покровительство Царицы Небесной. Золотые лилии на голубом фоне помещены и на четырехлистниках вокруг изображения Богоматери в центре розы.
8. Герб королей Кастилии. Золотой замок на красном фоне — эмблема королевы-матери Бланки Кастильской, унаследованная ею от отца, короля Кастилии Альфонсо VIII (само название страны означало «земля замков»). Бланка была очень влиятельной женщиной: овдовев, подавила мятеж знати; дважды становилась регентом при сыне, в первый раз из-за его малолетства, второй — когда Людовик ездил в крестовый поход.
Готический феникс
Шартрский собор Девы Марии неоднократно возрождался из пепла. Изначально его начали строить на месте сгоревшего в 1020 году «предшественника», но в 1194–м пожар уничтожил все, кроме крипты, паперти и западного фасада с двумя башнями.
Новый проект был рассчитан на то, чтобы органично встроить в него уцелевшие части. Восстанавливать храм взялись жители не только Шартра, но и окрестных населенных пунктов. Знатные дамы и господа работали вместе с простолюдинами: в то время тяжелый физический труд на строительстве церкви или монастыря был популярной формой благочестия.
Тот Шартрский собор, который устоял до наших дней, освятили в 1260 году в присутствии короля Людовика IX. В XVI веке одну из двух башен перестроили в более позднем стиле пламенеющей готики, и теперь асимметричность фасада бросается в глаза. Длина здания составляет 130 метров, высота крыши — 37 метров. На сегодняшний день это, возможно, лучше всех сохранившийся готический собор Франции; он включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Фото: ROLF KRANZ; SHUTTERSTOCK / FOTODOM
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 10, декабрь-январь 2023/2024