Славная история первого морского порта России, бесценные образцы северного деревянного зодчества в музее «Малые Корелы», удивительные приключения Михайлы Ломоносова в Холмогорах, подводные лодки и беломорские дюны в Северодвинске, — приехав в Архангельск всего на несколько дней, впечатлений получится увезти на год. В этом убедился корреспондент Vokrugsveta.ru, посетивший Архангельскую область в рамках проекта «Медиаразведка» сервиса путешествий
Архангельск: править морями
Гости города, незнакомые с местной топографией, могут удивиться, не обнаружив в Архангельске моря. Действительно, великий порт стоит у самой дельты Северной Двины, от беломорского побережья его отделяют несколько десятков километров и пригоршня разделенных большими и малыми протоками речных островов. Набережная Архангельска протянулась на внушительные семь километров между двумя мостами; по сути, к ней тяготеет большинство исторических мест города, так что начинают знакомство с Архангельском, как правило, именно здесь.
Петра творенья
Примерно в середине набережной находится мыс Пур-Наволок, откуда стартует отсчет местной истории. В этом стратегическом месте, где сходятся пять рукавов реки (а значит, любой пришедший с моря ворог не проследует незамеченным), с XII века селились новгородцы, потеснившие прежнее финно-угорское население, — отсюда и двойное чудско-русское название. Сорок лет назад, по случаю 400-летия Архангельска, на мысу воздвигли памятную стелу с флюгером, указывающим на север. В его абрисе угадывается силуэт архангела — покровителя города.
Город, основанный у стоявшего здесь тогда Михайло-Архангельского монастыря в 1584 году по указу Ивана Грозного (потерявшего в свое время выход к Балтике), долго оставался единственным морским портом государства Российского, через который велась основная торговля с зарубежными странами и следовали в Европу посольства. Кстати, на мысе Пур-Наволок расположены и исторические гостиные дворы — старейшее здание города, которое сегодня занимает Архангельский краеведческий музей.
И именно здесь, в Архангельске, чуть больше столетия спустя Петр I основал Адмиралтейство и на острове Соломбала в дельте Северной Двины заложил первую верфь для строительства морских судов — так что именно Архангельск с полным правом претендует на звание колыбели Русского флота.
Здесь же в начале Северной войны по велению Петра возвели первую каменную бастионную крепость для защиты единственного на тот момент русского порта, ставшую прообразом Петропавловской крепости на Неве и укреплений Кронштадта, — получилось, что строительство Санкт-Петербурга было частично «отрепетировано» на Белом море. Но вскоре окно в Европу было действительно прорублено на Балтике, где навигация длится много дольше, чем на севере, международная торговля «переехала» в новую столицу, а суда Петр повелел теперь строить на западный манер, а вовсе не так, как веками их рубили из дерева поморы.
Северным морским курсом
На набережной можно полюбоваться памятником царю, чьи реформы оказались для Архангельска не однозначно благотворны. Одно несомненно: лишив северный порт статуса единственного морского выхода России к Мировому океану, Петр подготовил его едва ли не более важную роль — роль ворот в Арктику.
Недалеко от памятника Петру I находится, пожалуй, самая знаменитая набережная Архангельска — Красная. Именно отсюда отправлялись в холодные воды десятки северных морских экспедиций. Один из арт-объектов запечатлел смелых полярников и их четвероногих соратников из знаменитой экспедиции Георгия Седова к Северному полюсу (1912). Рядом — причалы, где ошвартованы корабли, от лесовозов до ледоколов и исследовательских судов.
Между Красной набережной и Набережной дальних экспедиций, в здании бывшего пакгауза, а после — морского вокзала, открыт музей, созданный когда-то в рамках Северного морского пароходства. Здесь рассказывают обо всей тысячелетней истории арктического мореплавания — ведь именно местные жители, поморы, построившие настоящую мореходную цивилизацию, веками прокладывали пути на своих лодьях и кочах через ледовитые воды (в частности, именно поморские суда послужили основателям Мангазеи — первого русского города в Заполярной Сибири).
На первом этаже музея размещаются экспозиции, рассказывающие об истории парусного флота и об эпохе судов с металлическими корпусами. Тут можно увидеть макеты исторических кораблей, «дельные вещи» и судовые приборы, исторические документы и подлинные предметы, принадлежавшие первопроходцам Арктики, узнать, что символизировали морские геральдические фигуры — например, якорь, сердце или ядро, — как правильно пить за тех, кто в море, и вязать морские узлы.
А на втором этаже музея развернута обширная экспозиция, посвященная истории челюскинцев — можно даже пройти их путем по игровой карте, опубликованной в журнале «Мурзилка» в 1936 году. Знакомство с историей освоения Арктики продолжается и за пределами музея — тут и сигнальная корабельная пушка, и бюсты исследователей-полярников.
Ну а заглянуть еще глубже в историю поморского мореходства получится на верфи «Товарищества поморского судостроения». Здесь, в ангаре, разместившемся во дворе Северного (Арктического) университета, строят деревянные суда по поморским традициям. Сейчас полным ходом идет строительство двадцатиметровой парусной шхуны, которая предназначена для экспедиций в арктические воды, — деревянные парусники вполне конкурентоспособны даже в эпоху ледоколов.
Пешком и по воде
За другими традициями Русского Севера стоит отправиться на пешеходную улицу, которая носит имя литератора и революционера Федора Чумбарова-Лучинского, — или, по-простому, Чумбаровку. Это своего рода музей северной архитектуры под открытым небом, который здесь создавали с начала 80-х. Деревянные украшенные резьбой дома, типичные для архангельской застройки конца XIX — начала XX века, были бережно отреставрированы или воссозданы по старым чертежам.
Прогуливаясь по этому архангелогородскому «Арбату», можно разглядывать характерные черты северного зодчества, знакомиться с судьбами незаурядных людей, которые жили в этих домах, и рассматривать симпатичную городскую скульптуру. Например, перед Литературным музеем, посвященным писателям Севера, установлен памятник известному «земляку» — согласно своей вымышленной биографии, в деревне неподалеку от Сольвычегодска был рожден Козьма Прутков.
Есть тут и памятники реальным литераторам — писателям Борису Шергину и Степану Писахову. Неподалеку запечатлен в бронзе и главный герой сказок Писахова — крестьянин-помор Сеня Малина, участник самых небывалых приключений.
Знакомство с местными традициями можно продолжить в Музее архангельского пряника-козули. Здесь расскажут об истории этого северного «специалитета», без которого невозможно представить зимние праздники на Архангельской земле и значимые события в жизни поморов, и о связанных с ним традициях — богато украшенные козули или прихотливо завитые тетерки играли роль не только угощения и подарка, но и оберега. Поделятся рецептом пряного теста (готовится лакомство на основе сиропа из жженого сахара и ржаной муки, щедро приправленных корицей и гвоздикой). И, конечно, научат расписывать пряничные фигурки сахарной вязью.
Аромат пряностей в целом присущ северной традиции — как и вкус кофе. Поморы, открытые миру, раньше жителей других российских краев начали пить экзотический напиток, причем заваривали его по-своему, в самоваре, а закусывали черным пряником. Такая традиция сложилась в Мезенском районе. В Архангельске теперь предлагают актуальное прочтение рецепта «кофе по-мезенски» — солоноватый и душистый, он удивляет и безусловно бодрит.
Взбодрившись, стоит продолжить прогулки по городу. Посетить другие архангельские музеи — от краеведческого до Музея художественного освоения Севера с коллекцией работ видного мастера живописи, ученика Ивана Шишкина Александра Борисова. Заглянуть в местные храмы. Поискать на набережной Северной Двины особо удачные локации для селфи.
Например, почему бы не сфотографироваться в «беседке Александра Грина» — сооружение установлено на месте утраченного, в котором действительно мог проводить время писатель, отбывавший когда-то в Архангельске ссылку. По легенде, именно здесь он придумал историю об алых парусах — скорее всего, этот образ подсказали ему поморские шхуны в лучах заката (к тому же, как говорят краеведы, в те времена поморы пропитывали паруса тюленьим жиром, который придавал им своеобразный терракотовый оттенок). Или же можно предпочесть другое классное место для незабываемых автопортретов — инсталляцию на городском пляже, сообщающую городу и миру, что «Счастье не за морями».
А еще стоит пуститься в увлекательный квест, чтобы найти всех архангельских «Кудесников». Бронзовые фигурки установлены в разных местах длинной набережной, и у каждого в руках атрибуты счастья и благосостояния, знаковые для Архангельской области. Тут и традиционные обереги — щепная птица и каргопольская свистулька, и символы местных природных богатств — соль, алмазы и, конечно, треска. Обаятельные хранители Севера непременно поделятся удачей с гостями города.
Ну а посмотреть на город глазами мореходов, что уходят в плавание или возвращаются на родную землю, можно с борта кораблика «Н. В. Гоголь», который регулярно катает пассажиров по Северной Двине.
Это своеобразная достопримечательность Русского Севера: старейший в России колесный пароход, который до сих пор на ходу. Построенный в 1911-м, он шесть десятков лет возил пассажиров и грузы, после чего был отдан во власть трудящихся и стал плавучим домом отдыха, а потом и круизным корабликом. Сегодня тут зовут пройти по историческим палубам с экскурсией, заглянуть в пышущее жаром машинное отделение, где исправно работают 130-летние механизмы, и даже понаблюдать вблизи, как в вихре брызг споро проворачивается тянущее судно гребное колесо.
Малые Корелы: вырублено топором
Знакомство с традиционным укладом жителей Русского Севера стоит углубить в расположенном неподалеку от Архангельска музее деревянного зодчества Малые Корелы. Отметивший в прошлом году пятидесятилетие, это один из главных российских «скансенов» — музеев старинного быта под открытым небом. На территории 140 гектаров собраны старинные дома, амбары, часовни, колокольни и церкви, а также особая гордость музея — мельницы (их здесь восемь штук ветряных и одна водяная).
Все это спасли от разрушения и забвения, вывезя из четырех исторических районов, расположенных вблизи главных здешних рек, и сформировали четыре музейных сектора — Каргопольско-Онежский, Двинской, Пинежский и Мезенский. По сути, это отдельные деревушки со своими характерными особенностями и архитектуры, и даже планировки улиц — например, в Мезенском секторе выстроены подпорные стенки и деревянный настил на крутом речном берегу, как в настоящих деревнях на Мезени.
Возраст памятников деревянной архитектуры — от 100 до 400 лет, а самому почтенному сооружению — 440. Колокольню — ровесницу города Архангельска можно найти в Каргопольско-Онежском секторе. Интересно, что все представлено в первоначальном виде, сохранены почти все вековые бревна, из которых сложены все постройки, на месте и деревянная черепица-лемех. Внутри восстановленной мельницы можно увидеть могучие механизмы — тоже из дерева.
А в крестьянских домах развернуты экспозиции, посвященные народному быту. Как были устроены дома-усадьбы, где не только жили люди, но и хранились все хозяйственные предметы и припасы и размещался скот, как жили и работали зимой и летом, как распределялись обязанности в семье — экскурсоводы в колоритных традиционных костюмах рассказывают обо всем этом и еще о многих интереснейших моментах северного крестьянского уклада.
Малые Корелы — музей не застывший во времени, а наполненный жизнью. Здесь регулярно проводят народные праздники, так что визит будет легко приурочить к каким-нибудь не только веселым, но и познавательным гуляньям. Здесь косят траву под звуки джаза, слушают мастеров колокольных звонов, проводят обряд «завивания бороды» в честь окончания сбора урожая и, конечно, широко празднуют Рождество с Новым годом и Крещением, Масленицу и Пасху.
Но даже и будний день в Малых Корелах вполне может превратиться в исключительный и запомнится надолго: на тематических экскурсиях тут получится и в народные игры поиграть, и на деревенской карусели прокатиться, и узнать, чем шатровая мельница отличается от мельницы-столбовки, и как обрабатывали землю, охотились и рыбачили в старину на Русском Севере, и понаблюдать, как звонят в колокола, и даже научиться готовить аппетитные пироги по традиционному рецепту.
Ломоносово: умная программа
Село Холмогоры, что километрах в восьмидесяти к югу от Архангельска, на левом берегу Северной Двины, слывет родиной Михаила Ломоносова. Еще задолго до рождения великого ученого именно здесь был административный центр Двинской земли, тут располагалось архиерейское подворье, местные купцы вели активную торговлю с иностранными негоциантами, развивалась собственная школа иконописи и резьбы по кости. Лишь с усилением Архангельска Холмогоры постепенно утратили свое значение.
Первый же российский академик родился на островке, который огибают напротив Холмогор рукава Северной Двины. Сегодня в летнее время на Куростров можно добраться на пароме, зимой работает ледовая переправа. Здесь, в селе Ломоносово, расположен историко-мемориальный музей, посвященный самому знаменитому уроженцу этой земли. Он открыт в полуторавековом здании училища, которое было построено, предположительно, именно на том месте, где когда-то стояла усадьба родителей Михаила Васильевича.
Под крышу этой деревянной усадебки вместилась не только невероятная, изобилующая авантюрами, открытиями, творческими трудами и государственным служением жизнь Ломоносова, но и вся северная мореходная цивилизация, и порожденная им научная революция — увлекательнейший рассказ экскурсовода и впрямь раздвигает горизонты.
Отдельный зал музея отведен коллекции работ северных художников и косторезов. Но еще интереснее отправиться на саму фабрику холмогорской резьбы по кости и не только увидеть мастеров за работой, но и самостоятельно попробовать нанести на костяную заготовку рельефный рисунок — цветочек или лисичку. Если не дрогнет рука и все получится, увезете на память отличный сувенир.
В двух шагах от Ломоносова, в историко-культурном комплексе «Ровдина Гора», знакомство с корнями «человека-университета» продолжится рассказом о местных традициях и замечательных земляках. Когда-то на этом берегу работали крестьянская, а после купеческая судоверфи.
Сегодня энтузиасты возрождают традиции поморского судостроения, открыли мастерскую традиционных лодок, строят суда по старым технологиям и даже устраивают на них экспедиции — недавно, например, совершили переход из Архангельска на новеньком холмогорском карбасе. А в «Музее живых лодок» показывают и рассказывают о том, как были устроены корабли поморов.
А еще здесь можно увидеть не музейную, а настоящую мельницу шатрового типа, построенную в начале XX века — сейчас ее восстанавливают. А еще — устраивают арт-резиденции и фестивали. Но хорошо и просто прогуляться по высокому берегу Двины, окинуть взором окрестности — а заодно и узнать о связанных с этими местами историческими личностями, о которых информируют заботливо расставленные стенды.
Северодвинск: у самого Белого моря
Чтобы увидеть море, из Архангельска нужно отправиться на самое его побережье. У места впадения в Белое море Северной Двины стоит город, с которым великая река и поделилась именем. В прошлом году Северодвинск отметил 85-летие. Основан он был в 1936 году как рабочий поселок Судострой, через пару лет получил статус города и долгое время носил название Молотовск в честь советского партийного деятеля, ну а нынешнее название пришло к нему в конце 1950-х.
Северодвинск — крупнейший судостроительный центр России, специализирующийся на производстве и обслуживании атомных субмарин, по сути, колыбель отечественного атомного подводного флота. До 1991 года это был закрытый город, а заводы носили названия вроде «Звездочка» или «Арктика» — чтобы никто не догадался об их профиле. Теперь же у туристов есть возможность осмотреть легендарные места и поподробнее узнать, как и чем жили и живут горожане.
Как рассказывают гиды, сегодня практически в каждой северодвинской семье кто-то да работает на одном из стратегических предприятий. Строился Северодвинск как своего рода город-утопия. Его жилые кварталы до сих пор отличаются камерностью, ну а заводы, напротив, впечатляют масштабами даже при взгляде со стороны. Вот и каналом для ошвартовки и испытаний кораблей служит естественное речное устье (при проезде через него по новому мосту стоит посматривать на воду — возможно, удастся заметить подводную лодку).
Славному прошлому и динамичному настоящему субмариностроения посвящены два зала Северодвинского городского краеведческого музея. Здесь напоминают об истории изобретения подводных судов (она восходит еще к Петровским временам), показывают материалы и конструкцию лодочного корпуса, объясняют назначение различных отсеков, рассказывают о работе перископа и других устройств, демонстрируют костюм подводника. А еще дают самостоятельно «поуправлять» погружением и всплытием подводной лодки на специальном симуляторе, «запустить» на другом макете баллистическую ракету и послушать шумы, которые улавливает локатор на глубине.
Рассмотреть же устройство субмарины в подробностях получится на восьмиметровом макете ракетного подводного крейсера проекта 667А — эти легендарные корабли выпускались с 1955 по 1991 год. А о буднях и подвигах подводников дает представление аудиоспектакль, который можно здесь же прослушать.
На техноемкие производства Северодвинска приезжают работать со всей области, но при этом атмосфера в городе вовсе не суетная. Здесь даже есть велодорожки — многие заводчане предпочитают добираться на работу на велосипедах. И совсем идиллически и даже как-то по-курортному выглядит современный квартал города на острове Ягры. Здесь начинается Большая Ягринская экотропа — проложенный буквально всем миром познавательный маршрут по Ягринскому бору, по которому, если есть время, непременно стоит погулять.
На острове Ягры нашлось в свое время место для судоремонтного завода «Звездочка», но заповедный сосновый бор и дюны на берегу остались в первозданном виде. Летом в изобилии цветет дикий шиповник — символ этих мест (по легенде, еще в XVI веке приплывшие сюда англичане окрестили остров «Розовым»). Это побережье — любимое место отдыха жителей Северодвинска. Белое море тут неглубокое, особенно в отлив, можно без всякого риска скользить по воде на сапах. А когда задувают здешние отчаянные ветра, в море выходят кайтеры и виндсерферы — в конце концов, жители морского берега уже многие века умеют совладать с волной.