Если до сих пор считалось, что тихоокеанские тектонические плиты чрезвычайно твердые и прочные, то новое исследование наводит тень на это убеждение. Изучив четыре плато в западной части Тихого океана, геофизики говорят, что эти обширные области на самом деле являются слабыми местами, которые разрываются на краю плиты.
Геофизики продолжают методично исследовать морское дно и из года в год составляют все более точную его карту. Например, в 1950-х годах они выяснили, что океанские бассейны вовсе не были плоскими поверхностями, как считалось ранее — они оказались изрезаны зияющими траншеями и массивными горами. На поверхности земли такие горные хребты появляются, когда две тектонические плиты сталкиваются, и земная кора прогибается, или одна плита погружается под другую, толкая вышедшую вверх плиту. Но под водой их образование обусловлено тем, что две плиты, разрываясь, извергают магму.
В результате появилось распространенное мнение о том, что границы тихоокеанских тектонических плит довольно слабые, но ближе к центру они становятся прочнее. Однако авторы исследования, опубликованного в журнале Geophysical Research Letters,
Чтобы проверить, как обстоят дела на самом деле, геофизики собрали данные о четырех плато в западной части Тихого океана: возвышениях Шатского и Гесса, плато Онтонг-Ява и Манихики. Все они расположены в сотнях и тысячах километров от ближайшей границы плит, из-за чего, если верить убеждениям, должны быть чрезвычайно крепки. Но геофизики выяснили, что у этих плато есть общие деформационные и магматические особенности. Это позволило предположить, что силы притяжения на краю Тихоокеанской плиты разрывают плато. По словам авторов исследования, плато растягиваются уже не один миллион лет и становятся все тоньше и тоньше.
Геофизики также признали, что изучения только четырех тихоокеанских плато недостаточно, чтобы говорить обо всех остальных, но они надеются, что их работа послужит толчком для дальнейших исследований.
Дно Тихого океана скрывает еще много неизведанного. Например, загадочный резервуар с водой, который, судя по всему, не дает уничтожить Новую Зеландию.