Весной 1879 года почтальон Фердинанд Шеваль во время обхода домов в округе наткнулся на необычный камень, поразивший его воображение. С этой находки началась история Идеального дворца, на строительство которого архитектор-самоучка потратил больше тридцати лет.
Время собирать камни
Фердинанд Шеваль родился в 1836 году в деревушке коммуны Отрив на юге Франции. Его родители были фермерами и жили небогато. Отучившись в школе всего шесть лет, юный Фердинанд пошел работать, чтобы помогать семье. Сначала он трудился в поле, а затем, после смерти отца, освоил профессию пекаря. В 31 год Шеваль переквалифицировался в почтальоны.
После скитаний по разным городам он решил вернуться на малую родину и разносить письма и посылки в Отриве. Как-то раз, замечтавшись, 43-летний Фердинанд споткнулся о камень необычной формы и кубарем полетел на землю.
Почтальон решил забрать неожиданную находку на память, назвав ее «камнем преткновения». Спустя несколько дней Шеваль вернулся на то же место, где подобрал еще несколько похожих камней.
В голову Фердинанду, любившему разглядывать почтовые открытки с достопримечательностями и чудесами света, пришла идея: почему бы не построить из собранных камней настоящий дворец собственными руками? Каждый день он притаскивал все новые и новые камни на свой участок: сначала в руках, затем — в корзине и на тачке.
Дворец с открытки
Шеваль продолжал разносить почту, а вечерами занимался строительством: с завидным упорством он прикладывал камни друг к другу, менял их местами, сверялся с увиденным на открытках. Он не знал ни архитектурных стилей, ни особых правил строительства. Даже цемент Шеваль замешивал так, как в юности обращался с тестом, будучи пекарем.
За пределы своей страны Фердинанд Шеваль никогда не выезжал, да и по Франции почти не путешествовал — вот почему главным источником его вдохновения стали яркие картинки с открыток.
Соседи, как это часто бывает, оказались не в восторге от затеи Фердинанда Шеваля. Некоторые отнеслись к его планам скептически, другие открыто смеялись над чудаком-почтальоном, возомнившим себя великим мастером. Шеваль не обращал внимания на сплетни. В 1894-м он решил посвятить дворец памяти своей дочери Алисы, которая умерла в тот год в 15-летнем возрасте.
Строительство подошло к концу в 1912-м. К тому времени Фердинанд Шеваль был уже пожилым человеком. Вскоре Идеальный дворец, который до 1904 года назвался Храмом Природы, стал одной из самых известных достопримечательностей на юго-востоке Франции, а затем слава о нем распространилась по всей Европе.
«1879-1912. 10 000 дней, 93 000 часов, 33 года труда. Пусть те, кто думает, что может лучше, попробуют», — гласит надпись, оставленная Шевалем на стене постройки.
Архитектор против фотографа
Известность Фердинанду Шевалю принесло не только его упорство, но и редкая принципиальность. Создатель Идеального дворца стал первым архитектором, решившим судиться с фотографами за использование изображений своего шедевра.
В начале XX столетия, когда дворец только был возведен, фотограф Луи Шарва опубликовал несколько открыток, на которых здание представало с разных ракурсов. Шеваль остался очень недоволен предприимчивостью фотографа. Он утверждал, что продажа открыток фактически ведется за его счет — ведь не построй он дворец, Луи Шарва не смог бы его запечатлеть.
Фердинанд Шеваль впервые в истории юриспруденции добился запрета на публикацию открыток. Шарва остался ни с чем, а Шеваль сделал серию снимков своего детища сам. Правда, некоторые снимки Шарва все же сохранились и сегодня представляют ценность для коллекционеров.
На все четыре стороны
Согласно плану, составленному накануне строительства, на западном фасаде дворца Шеваль планировал разместить готические элементы, на южном — скульптуры, изображающие райских птиц, на восточном — миниатюры буддийских храмов, а на северном — фигуры Адама и Евы.
Жить в Идеальном дворце Фердинанд Шеваль никогда не планировал. Явным доказательством этому стало отсутствие у здания крыши. Дворец изначально мыслился как «арт-объект», созданный не из нужды, а по велению сердце. Семья Фердинанда жила в обычном доме неподалеку.
Главными «героями» дворца стали мифические существа и реально существующие животные, многих из которых почтальон никогда не видел собственными глазами. С фасадов на посетителей смотрят представители фауны всех частей света: пеликаны соседствуют с медведями, осьминоги с кайманами, а хищные птицы с трогательными барашками.
Первым был построен восточный фасад дворца с фонтаном и скульптурами льва и собаки. Там же расположились миниатюра индуистского храма, три фигуры великанов и грот, в котором Шеваль спрятал свою легендарную тачку для перевозки камней. Этим фасадом Шеваль занимался около двадцати лет.
Западная часть дворца посвящена путешествиям: внимательный глаз распознает здесь и европейские шале, и мечети, и средневековые замки. На колоннах виднеются буквы, соответствующие фамилии создателя: C-H-E-V-A-L.
На террасе дворца Фердинанд Шеваль разместил тот самый «камень преткновения», с которого все началось. Годами почтальон хранил его в память о своей удивительной авантюре.
Последнее творение
Когда сооружение дворца было завершено, Фердинанд Шеваль хотел было составить завещание с просьбой похоронить его в склепе внутри здания, однако местные власти наотрез отказывались выполнить такое условие. Тогда почтальон, которому на тот момент было далеко за семьдесят, опять занялся строительством.
С 1914 года он вновь перетаскивал камни — но уже не на свой участок, а на коммунальное кладбище Отрива. Там он решил своими руками создать для себя гробницу. Семейный склеп, по стилю напоминавший Идеальный дворец, Шеваль назвал «местом тишины и бесконечного покоя». Там он и был похоронен в 1922 году.
Наивность, грубость, сюрреализм
В 1920-1930-х годах Идеальный дворец привлек внимание именитых писателей и художников. Благодаря им о дворце Шеваля узнали в Новом Свете: фотографии диковинного здания в 1936 году выставлялись в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Кроме того, поэт Андре Бретон посвятил Фердинанду Шевалю стихотворение в сборнике Le Revolver à cheveux blancs («Седовласый револьвер») с иллюстрациями Сальвадора Дали.
В 1969 году министр культуры Франции Андре Мальро присвоил Идеальному дворцу статус исторического памятника и определил стиль, в котором он построен, как наивное искусство. Мнение Мальро вызвало споры в творческом сообществе. Сегодня Шеваля даже порой называют одним из основоположников «грубого» стиля — брутализма, характерной чертой которого было использование необработанных камня и бетона.
Многие, впрочем, считали, что дворец Фердинанда Шеваля близок по стилю к творениям Сальвадора Дали и Антонио Гауди. Знатоки архитектуры находили сходство между Идеальным дворцом и некоторыми постройками Гауди в стиле модерн, включая все еще не достроенный собор Святого Семейства и дома Висенс и Мила в Барселоне. Уже упомянутый Андре Бретон называл дворец Шеваля идеальным образцом сюрреализма, хотя, вероятно, сам почтальон мог и не знать об этом направлении в искусстве, основоположником которого называл себя Сальвадор Дали.
Впрочем, не так уж важно, к какому стилю относится Идеальный дворец. Главное, что труд скромного почтальона сделал его родной Отрив региональной туристической меккой. О самом Шевале здесь тоже помнят: неподалеку от дворца работает музей, посвященный архитектору-самоучке. Дополнительную «рекламу» постройке сделал вышедший в 2018 году фильм французского режиссера Нильса Тавернье «Идеальный дворец Фердинанда Шеваля» с Жаком Гэмблином и Летицией Каста в главных ролях.