11 ноября (по н. ст.) 1837 года в Российской империи была открыта первая железная дорога, соединившая Санкт-Петербург и Царское село. Собравшиеся на церемонии открытия чиновники и члены династии Романовых вряд ли предполагали, насколько это событие повлияет на развитие страны. Сегодня Россию невозможно представить без железных дорог и поездов, многие путешественники предпочитают пользоваться именно этим видом транспорта, а десятки вокзалов в разных уголках страны являются памятниками архитектуры. «Вокруг света» подготовил свой топ-10 самых красивых вокзалов России — отправиться в некоторые города стоит уже только ради знакомства с ними.
Витебский вокзал
Санкт-Петербург
Витебский вокзал, откуда в 1837 году отправился первый в истории России поезд, за время своего существования он пережил большое количество реконструкций, радикально менявших его внешний вид и интерьеры.
Первое, деревянное, здание вокзала было построено специально для церемонии открытия первой железной дороги. Неудивительно, что небольшое помещение уже совсем скоро перестало вмещать всех желающих. Спустя десять лет вместо него возвели новое каменное здание, созданное по проекту знаменитого архитектора Константина Тона.
Современный вид Витебский вокзал обрел лишь в 1904 году. Архитектор Станислав Бржозовский сумел соединить в новом здании элементы классики и современности. Часовая башня, высокий купол, а также многочисленные металлические конструкции сделали Витебский вокзал шедевром стиля модерн.
Ярославский вокзал
Москва
Первое здание Ярославского вокзала было построено в 1862 году, когда в Москве открыли железную дорогу до Сергиева Посада. Постепенно пассажиропоток на этом направлении увеличился в несколько раз, и руководство общества Московско-Ярославской железной дороги приняло решение провести реконструкцию старой постройки.
В конце XIX века работы доверили архитектору Льву Кекушеву, но затем от его услуг отказались, и в начале XX века новое здание Ярославского вокзала построили по проекту Федора Шехтеля, соединившего в постройке черты модерна и стиля Русского Севера. В ходе последующих реконструкций оригинальные интерьеры вокзала не сохранились.
Казанский вокзал
Москва
Расположенный почти напротив Ярославского Казанский вокзал составляет ему достойную архитектурную конкуренцию. Свой современный облик он обрел только к 1940 году. Первое здание вокзала, построенное по проекту Матвея Левестама в 1864 году, уже к концу XIX века не справлялось с пассажиропотоком, который особенно возрос после продления железной дороги до Казани.
В 1910 году был объявлен архитектурный конкурс на лучший проект нового здания вокзала, переименованного в Казанский в 1894 году. Победителем признали Алексея Щусева, предложившего здание, объединяющее традиционные восточные и русские мотивы. Так, башня вокзала стилизована под башню Сююмбике Казанского кремля, но одновременно имеет много общего и с некоторыми башнями Московского кремля. Ее шпиль венчает изображенный в том числе на гербе Казани дракон Зилант.
Доработанный проект вокзала утвердили в 1913 году, но строительство велось поэтапно и затянулось в итоге до 1940 года. Часть идей архитектора так и не была реализована.
Вокзал Иваново
Ивановская область
Вокзал в Иваново появился в 1868 году, но просуществовал недолго: на рубеже XIX–XX вв. в городе возвели другой вокзал из дерева и кирпича с традиционными резными карнизами и наличниками. Эта постройка сохранилась до наших дней, но перестала исполнять свою первоначальную функцию еще в 1934 году, когда рядом возвели массивное здание нового вокзала в стиле конструктивизма по проекту архитектора Владимира Каверинского.
При строительстве активно использовались стекло и сталь, что отразило основную тенденцию советского авангардного искусства. По сути, спроектированное Каверинским здание вокзала определило новое лицо города.
В 2020 году завершилась реконструкция ивановского вокзала. Если вы приехали в город не на поезде, то всё же стоит посетить вокзал, чтобы полюбоваться на восстановленные интерьеры. А еще в помещениях вокзала проходят выставки.
Вокзал города Шуя
Ивановская область
Своим появлением вокзал в Шуе во многом обязан местным купцам. До открытия Шуйско-Ивановской железной дороги в 1868 году они были вынуждены вывозить свои товары из города речным и гужевым транспортом.
Открытие железнодорожного сообщения превратило Шую в один из экономических центров Российской империи. Небольшой вокзал в традиционном русском стиле в Шуе построили в конце XIX века — он сохранился до наших дней.
После реконструкции, завершенной в 2020 году, вокзалу вернули первоначальный облик. При проведении работ реставраторы уделили особое внимание восстановлению утраченных элементов декора (резных карнизов и наличников) и башни с часами.
Вокзал Казани
Республика Татарстан
Железная дорога, соединившая Москву и Казань, была открыта в 1893 году, а через три года в Казани завершилось возведение вокзала по проекту архитектора Генриха Руша. Краснокирпичное здание, напоминающее старинный замок, мало изменилось за время своего существования.
Сегодня здание вокзала станции «Казань-Пассажирская» является центром архитектурного комплекса Привокзальной площади. Строение, компанию которому составляют административное здание и вокзал пригородного сообщения, неизменно привлекает большое внимание горожан и путешественников.
Вокзал Сочи
Краснодарский край
Нынешнее здание железнодорожного вокзала Сочи, построенное в 1950-х по проекту Алексея Душкина, является третьим по счету. За основу архитектор взял свой же проект вокзала в Симферополе.
Душкин взялся за работу с большим энтузиазмом: природа Сочи, атмосфера города и местные жители вдохновляли архитектора. Несмотря на многочисленные попытки свыше скорректировать проект, Душкину удалось воплотить свой замысел.
Вокзал Сочи представляет собой целый архитектурный комплекс с башней и несколькими внутренними дворами. Высокие своды, арки, колонны, а также массивные лепные украшения делают эту постройку ярким образцом сталинского ампира. Вместе с тем здание вокзала хорошо вписано в ландшафт.
Вокзал Волгограда
Волгоградская область
Первый деревянный вокзал в Волгограде появился в 1862 году, а новое вокзальное здание из кирпича было открыто вскоре после запуска Грязе-Царицынской железной дороги в 1871 году. В результате нескольких реконструкций и перестроек вокзал с острыми шпилями, лепниной и резными карнизами стал визитной карточкой довоенного Волгограда. Здание серьезно пострадало в годы Великой Отечественной войны, и в 1950-х на его месте построили новый вокзал по проекту архитекторов Александра Куровского и Самуила Брискина.
За 70 лет вокзал станции «Волгоград-1» пережил плановую реконструкцию в 2005 году, вернувшую стенам постройки белый цвет, и внеплановый ремонт, который потребовался для восстановления повреждений после теракта в 2013 году.
Вокзал Новосибирска
Новосибирская область
История строительства нынешнего здания вокзала станции «Новосибирск-Главный» изобилует драматическими поворотами.
В 1929 году был объявлен конкурс проектов вокзала, который должен был заменить устаревшее здание станции конца XIX века. Победителем жюри признало конструктивистский проект архитектора Николая Волошинова: на его эскизах лаконичное здание с башней-гостиницей напоминало очертаниями паровоз. Однако вскоре проект раскритиковали, после чего в него внесли множество изменений без участия автора.
В 1931 году началось строительство вокзала по обновленному командой Бориса Гордеева проекту, но стройка затянулась — проект снова изменился, утратив большинство замыслов Волошинова. Но всё же, открытый в 1939 году вокзал Новосибирска, тяготеющий уже к сталинскому ампиру, впечатляет размерами и внутренним простором. Центральная часть здания выполнена в виде триумфальной арки с массивным аттиком. В конце прошлого века вокзал пережил капитальный ремонт.
Вокзал Владивостока
Приморский край
Владивосток — конечный пункт Транссибирской магистрали, главной железнодорожной артерии России, но первый вокзал в городе, возведенный по проекту Платона Базилевского, открылся в 1893 году, еще до завершения строительства Транссиба, а при закладке первого камня в фундамент здания двумя годами ранее присутствовал будущий император Николай II.
В 1910–1912 гг. вокзал Владивостока перестроили по проекту архитектора Владимира Плансона, сделавшего здание похожим на Ярославский вокзал в Москве, с которого начинается Транссиб в широком понимании. Впрочем, это сходство не делает вокзал Владивостока менее самобытным.
После революции вокзал Владивостока постепенно утрачивал свой первоначальный облик. Частично вернуть ему прежний вид помогла реставрация, проведенная в 1990-х годах. Тогда специалисты среди прочего восстановили украшавшие фасад здания мозаичные панно с гербами и напольную плитку в помещениях вокзала.