Щенячьи глазки койота: зачем дикий предок собак научился «заискивающему» взгляду?

Оказалось, что эта особенность присуща не только домашним псам

4 октября 2024Обсудить

Изображение сгенерировано с помощью нейросети и носит иллюстративный характер

Midjourney

Биологи из Университета Бэйлора (США) с коллегами выяснили, что дикие родственники собак — койоты — тоже есть умеют «строить глазки»: до сих пор это считалось навыком домашних питомцев, развившимся в результате общения с людьми. Результаты, опубликованные в журнале Royal Society Open Science, ставят под сомнение предыдущие гипотезы про одомашнивание.

Бровки домиком

Предыдущие исследования предполагали, что медиальный леватор угла глаза (поднимающая мышца LAOM), есть только у вида Canis familiaris — домашних собак. С ее помощью эти друзья человека научились поднимать брови и делать «щенячьи глазки», вызывающие ответные эмоции у людей. Поэтому ученые считали, что этот признак выработался в ходе нашей с ними коммуникации в процессе одомашнивания диких предков собак.

Однако появились работы, где авторы обнаруживали эту мышцу у других млекопитающих, в том числе у предкового вида псовых — африканских гиеновидных собак (Lycaon pictus). А также у некоторых других хищников и копытных.

В новом исследовании ученые решили проверить, может ли эта мышца являться наследственной чертой у собак. Для этого сравнили мимические мышцы близкородственного и предкового вида койотов (Canis latrans), серых волков (Canis lupus) и собак (Canis familiaris). С помощью генетического анализа исключили возможность скрещивания у койотов и собак в прошлых поколениях, чтобы выводы были однозначными.

Royal Society Open Science

Команда обнаружила, что у койотов мышца LAOM развита так же хорошо, как у собак, а вот у волков она либо отсутствует, либо видоизменена.

Наследственная черта

<p>Патрик Каннингем</p>

«Способность делать „щенячьи глаза“ — это не уникальный результат одомашнивания собак, а скорее наследственная черта, присущая нескольким видам из рода Canis. Это поднимает интересные вопросы о роли мимики в общении и выживании диких псовых».

Это также ставит под сомнение теорию об отборе, управляемом человеком, как о ключевом факторе развития признака у собак. Скорее всего, считают авторы, эта мышца-леватор была у общего предка собак, койотов и волков. Но позже у волков была утрачена. А вот эволюционная история собак и койотов, возможно, была дольше и теснее связана в том, что касается способностей выражать эмоции, которые раньше приписывали исключительно собакам.

Также ученые предполагают, что LAOM вообще изначально могла быть базовой функцией, связанной с движением глаз, бровей и губ. Но, в любом случае, вовсе не для общения с людьми. Потребуются дополнительные исследования других видов псовых, таких, как красные волки и африканские гиеновидные собаки, чтобы лучше понять роль этой мимики в выживании и коммуникации.

Ранее другие ученые выяснили, почему почти у всех современных собак карие глаза и только у хаски голубые.