Искренне надеемся, что вы как ответственный водитель уже «переобулись» на зиму — хотя бы потому, что с 1 декабря в России штрафуют автовладельцев, которые ездят на летней резине в течение календарной зимы. А если вы руководствуетесь здравым смыслом, то сменили шины на зимние еще в октябре-ноябре и будете пользоваться ими примерно до апреля. Для тех же, кто хочет разбираться в этой теме лучше, Vokrugsveta.ru рассказывает о двух основных типах зимней резины и о том, что нужно учитывать при подборе шин для езды по льду и снегу.
Основные типы зимней резины
Зимние шины бывают шипованными или фрикционными, последние в обиходе чаще называют «липучками». Существуют и так называемые всесезонные шины, которые можно использовать зимой и летом, но на практике они подходят только для южных регионов, где температура редко опускается ниже ноля, а снега почти не бывает. В средней полосе выбор зимних покрышек сводится к первым двум типам.
Название шипованной резины говорит само за себя. По всему протектору таких шин установлены металлические шипы, которые при езде «впиваются» в лед и дорожное покрытие. Количество шипов варьируется в зависимости от размера шины — обычно на одну шину приходится от 90 до 150 шипов. Чтобы они лучше держались, саму резину делают более жесткой.
Фрикционные шины, или «липучки» более мягкие по сравнению с шипованными, а за скользкую дорожную поверхность они «цепляются» только за счет силы трения, как бы прилипая к ней (отсюда и оба названия). Для этого протекторы «липучек» покрывают многочисленными ламелями — узкими извилистыми канавками, которые работают как присоски и отводят воду, образующуюся при контакте разогретой шины со льдом и снегом. Ламели есть и на шипованной резине, но там они играют вспомогательную роль.
Существуют две разновидности фрикционных шин: европейские и скандинавские. Первые лучше подходят для регионов, где зимой редко бывает холоднее -5 °C — на сильном морозе они «дубеют». Ламелей на европейских «липучках» меньше, чем на скандинавских, а резина для них используется более жесткая. Популярные в Северной Европе скандинавские «липучки» имеют больше ламелей и делаются из очень мягкой резины. Они рассчитаны на суровые зимы без частых оттепелей.
Шипы vs «липучки»: от чего зависит выбор
Большинству россиян привычнее шипованные шины. Они обеспечивают хорошее сцепление с дорогой во время гололедицы и на укатанном снегу, незаменимы, если вы живете за городом и регулярно ездите по грунтовкам, бездорожью, а также если в вашем регионе зимой часто бывают оттепели. Для автомобилей без систем ABS и ESP покрышки с шипами однозначно предпочтительнее — они обеспечивают наименьший тормозной путь на скользкой дороге.
Но минусы у таких шин тоже есть. Шипованные покрышки ухудшают управляемость автомобиля на чистом асфальте и в снежной каше. Кроме того, зимние шины с шипами создают ощутимый в салоне шум и весят больше, чем «липучки», что увеличивает расход топлива. Наконец, нужно следить за количеством оставшихся шипов: если не хватает примерно половины, то шине требуется дошиповка, за которую придется заплатить.
— Шипованная резина актуальна в первую очередь при перепаде высот. Если на вашем пути много неровностей, спусков, подъемов, холмов — стоит отдать предпочтение шипам, так как они лучше цепляются именно за такую поверхность. Очень важно следить за количеством шипов. Если их не осталось совсем, то не стоит считать, что у вас теперь летняя резина — у нее принципиально другие свойства. Летом такая покрышка будет намного хуже тормозить и быстро изнашиваться. Приобретая шипованные шины, не стоит экономить. Более дешевые аналоги точно не прослужат вам 3-4 сезона — они не рассчитаны на такие продолжительные зимы, как у нас, — считает владелица магазина автомобильной резины и автор YouTube-канала о шинах Анастасия Тишина.
Европейские фрикционные шины хороши в большом городе, где улицы регулярно чистят, а сильные морозы бывают редко. Такие покрышки отменно зарекомендовали себя на чистом и сухом асфальте и в умеренной снежной каше. Если вы не совершаете длительных загородных поездок, европейские «липучки» однозначно вам подойдут. К тому же они шумят намного меньше шипованных покрышек.
Скандинавские «липучки» лучше всего чувствуют себя на льду и укатанном снегу при температуре ниже -15-20 °C. В таких условиях эти шины превосходят шипованную резину, а вот в оттепель ездить на них надо с повышенной осторожностью.
Из общих минусов стоит отметить, что фрикционные шины, особенно скандинавские, изнашиваются быстрее — для продления срока службы их приходится раньше менять на летние.
— Не берите совсем дешевые «липучки», так как некоторые компоненты в резиновой смеси заменяются более дешевыми материалами, нарушается технология. Выбирайте шины известных брендов, изучайте отзывы и тесты, в которых проверяется торможение на мокром и сухом асфальте. «Липучки» лучше подойдут для местности без перепада высот. Владивосток — не для фрикционных шин, хотя там их ставят зимой на 70% автомобилей. А вот в Санкт-Петербурге все ездят на шипах, а он как раз оптимален для фрикционной резины. А вообще, попробуйте и то, и другое — так вы поймете, что удобнее и безопаснее лично для вас, — подытоживает Анастасия Тишина.
Советы по эксплуатации зимней резины
Идеальных зимних шин не существует — у каждого из типов есть свои преимущества и слабые стороны, о которых следует помнить, выбирая зимнюю резину. Напоследок дадим пару общих советов.
Если вы стеснены в средствах на покупку комплекта покрышек, то можно приобрести и подержанные. По правилам допускается эксплуатация шин в возрасте до 10 лет. При этом возраст шины отсчитывается от года производства, а не с момента установки на колесо.
Новую шипованную резину необходимо обкатать — первые 300-400 километров рекомендуется проехать со скоростью не выше 80-100 километров в час, иначе можно досрочно потерять часть шипов. Да и в целом срок службы зимней шины — и с шипами, и фрикционной — зависит от манеры езды и отношения к автомобилю. А также от того, насколько правильно хранили покрышки летом и сильно ли на них воздействовали дорожные реагенты зимой. Если это воздействие будет умеренным, а отношение водителя — бережным, тратиться на новую «обувь» для автомобиля придется реже.