Дети Николая II не посещали школы или университеты, тем не менее были прекрасно образованны. В семье уделяли самое пристальное внимание не только их воспитанию, но и обучению. Они занимались по лучшим учебникам, для них приглашали выдающихся преподавателей. Их ждало блестящее и крайне ответственное будущее — возможно, первых лиц государства.
О том, как учились дети последнего российского императора, рассказывает Елена Гоголева, кандидат педагогических наук, преподаватель и эксперт Национального социально-педагогического колледжа, собравшая большую коллекцию материалов, посвященную Николаю II и царской семье.
Образование детей в царской семье
В семье императора Николая II было пятеро детей: великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия (ОТМА — эту аббревиатуру, состоящую из первых букв их имен, придумали сами дочери), а также наследник престола цесаревич Алексей. Николай и Александра очень любили своих детей, видели в них главный смысл жизни. Будучи очень внимательными родителями, они старались дать детям всестороннее образование. Большое внимание уделялось и воспитанию.
Александра Федоровна немало удивила двор тем, что решила стать полноценной мамой для своих детей. Обычно заботу о детях делегировали гувернерам и гувернанткам. Императрица же сама принимала непосредственное участие во всем, что касалось каждого ее ребенка.
Дочерей она воспитывала согласно «викторианской» модели, по которой когда-то воспитывалась и сама императрица. Девочки не посещали светские мероприятия, обучались на дому и вели довольно скромный образ жизни, так как Александра Федоровна поощряла принципы религиозного, высокоморального воспитания и считала, что высший свет и подруги могут иметь дурное влияние на её детей.
Гувернантки не задерживались на долгое время у великих княжон: Александра Федоровна пристально следила за ними и при малейшем недовольстве их действиями без сожалений с ними расставалась. Впоследствии Александра Федоровна стала сама заниматься и образованием дочерей. Вплоть до 1908 года, пока не наняли профессионального преподавателя, она сама учила детей математике.
Преподаватели царских детей
Вскоре был набран штат самых лучших преподавателей. Главным в образовательном процессе был статский советник, профессор Петр Васильевич Петров. Он преподавал детям русский язык, отвечал за организацию занятий, занимался закупкой учебной литературы, помогал с проектировкой и обустройством детских учебных комнат.
С 1905 года французский язык детям преподает Пьер Жильяр. Сначала он обучал Ольгу и Татьяну, впоследствии был учителем всех детей, а для цесаревича Алексея превратился в чуткого наставника. Из воспоминаний Пьера Жильяра мы узнаем, что каждый преподаватель проходил своеобразный «экзамен». Александра Федоровна присутствовала на первом занятии учителя с ее детьми, внимательно слушала и вникала в процесс. Если она оставалась довольна, то преподаватель начинал работать с детьми на постоянной основе.
С ноября 1908 года в штат преподавателей был принят англичанин Сидней Гиббс. Он был бессменным учителем английского языка.
Что же касается немецкого языка, до 1910 этот предмет преподавала гофлектрисса Екатерина Адольфовна Шнейдер (она в свое время обучала русскому языку Александру Федоровну, стала настоящей подругой императрице и осталась при дворе), а затем преподавателем был выбран профессор немецкой филологии Эрик Карлович Клейненберг.
До 1910 года Закон Божий вёл протоиерей Александр Петрович Рождественский, потом его сменил протоиерей Александр Петрович Васильев.
Арифметику преподавал Михаил Васильевич Соболев, в 1910 его сменил Эраст Платонович Цытович, занимавший место директора Царскосельского реального училища императора Николая II.
Распорядок учебного дня царских детей
Дети занимались обычно с утра (если в их расписании не было важных мероприятий, церковных праздников, если не болели) и до вечера, делая перерывы на еду и отдых. Уроки длились по 55-60 минут, паузы — по 10 минут.
Дети занимались по индивидуальным программам, которые им составляли учителя, ориентируясь на их способности. Княжны занимались по двое: Ольга и Татьяна, Мария и Анастасия. Цесаревич Алексей обучался отдельно.
Царские дети изучали почти тот же спектр предметов, что преподавался в гимназиях, но все же присутствовали различия. В расписание царственных учеников входили следующие предметы: русский язык, Закон Божий, немецкий язык, французский язык, английский язык, арифметика, история, география, рисование, физика, танцы, музыка. Они не изучали геометрию, черчение и латынь, но зато учили английский. Этот язык еще не преподавался повсеместно в образовательных учреждениях России, но на нем разговаривали родители — Николай II и Александра Федоровна.
Занятия велись весь год с перерывами на каникулы: пасхальные и летние. Но даже летом образовательный процесс не прекращался. Некоторые учителя сопровождали великих княжон и цесаревича в поездках.
ОТМА и Алексей
Все дети Николая II были похожи между собой, но в то же время были яркими и неординарными личностями.
Из воспоминаний Пьера Жильяра:
«<…>⠀Старшая, Ольга Николаевна, обладала очень живым умом. У нее было много рассудительности и в то же время непосредственности. Она была очень самостоятельного характера и обладала быстрой и забавной находчивостью в ответах. Вначале мне было не так-то легко с нею, но после первых стычек между нами установились самые искренние и сердечные отношения.⠀
Она все схватывала с удивительной быстротой и умела придать усвоенному оригинальный оборот. Я вспоминаю, между прочим, как на одном из наших первых уроков грамматики, когда я объяснял ей спряжения и употребление вспомогательных глаголов, она прервала меня вдруг восклицанием: «Ах, я поняла: вспомогательные глаголы — это прислуга глаголов; только один несчастный глагол „иметь“ должен сам себе прислуживать!». <…>⠀
Татьяна Николаевна, от природы, скорее, сдержанная, обладала волей, но была менее откровенна и непосредственна, чем старшая сестра. Она была также менее даровита, но искупала этот недостаток большей последовательностью и ровностью характера. Она была очень красива, хотя не имела прелести Ольги Николаевны. <…>⠀
Мария Николаевна была красавицей, крупной для своего возраста. Она блистала яркими красками и здоровьем; у нее были большие, чудные серые глаза. Вкусы ее были очень скромны; она была воплощенной сердечностью и добротой; сестры, может быть, немного этим пользовались и звали ее «le bon gros Toutou» («добрый толстый Туту»); это прозвище ей дали за ее добродушную и немного мешковатую услужливость.
Анастасия Николаевна была, наоборот, большая шалунья и не без лукавства. Она во всем быстро схватывала смешные стороны; против ее выпадов трудно было бороться. Она была баловница — недостаток, от которого она исправилась с годами. Очень ленивая, как это бывает иногда с очень способными детьми, она обладала прекрасным произношением французского языка и разыгрывала маленькие театральные сцены с настоящим талантом. Она была так весела и так умела разогнать морщины у всякого, кто был не в духе, что некоторые из окружающих стали, вспоминая прозвище, данное ее матери при английском дворе, звать ее «Sunshine» — «Солнечный луч».
В общем, трудноопределимая прелесть этих четырех сестер состояла в их большой простоте, естественности, свежести и врожденной доброте.»
Пьер Жильяр, «Император Николай II и его семья». Вена, 1921 год
Помимо основной учебной программы, детей всесторонне развивали. Они очень много читали и часто получали от своих учителей задания по внеклассной литературе. У детей были собственные библиотеки, общее количество книг, включая и самые редкие издания на разных языках, составляло около 3500 — 4000 экземпляров.
Великие княжны любили рисовать как на уроках, так и вне их, постоянно оттачивая свое мастерство в разных стилях живописи. Но в основном предпочитали акварель, излюбленной темой рисунков были пейзаж и цветочный натюрморт.
Большое внимание отводилось и физическому воспитанию. Девочки с удовольствием играли в подвижные игры, плавали, ездили верхом.
Со своими учителями дети были в дружеских отношениях. Находясь в разлуке, они регулярно переписывались, отправляли преподавателям милые открытки, которые собственноручно рисовали.