Экспедиция Института археологии РАН исследовала раннеславянское городище V–VII веков неподалеку от Смоленска. Археологи нашли следы фортификационных сооружений: рвы, эскарпы, укрепления на валу, а также подняли множество предметов, раскрывающих детали гибели городища в результате штурма.
Раскоп относится к «темным» векам истории России — об этой эпохе известно крайне мало.
В лесной зоне Верхнего Поднепровья центрами таких структур стали небольшие укрепленные городища. Два из них — Лубню и соседнюю Демидовку — археологи подробно изучили в 2022 году.
Радиоуглеродный анализ показал, что поселение Лубня относится к V веку. В ту эпоху появились так называемые малые варварские королевства — недолговечные, но очень активные в военно-политическом отношении образования, основой которых были собравшиеся вокруг вождя воины-дружинники. Именно из таких королевств выросло большинство средневековых государств Европы.
Демидовка была построена в излучине реки: с трех сторон ее защищала вода, а с четвертой — рвы с валами. Но и это еще не все. На высоком берегу, обращенном к реке, древние строители устроили эскарп — подрезали и выровняли склон так, что он стал почти вертикальной стеной. Рядом они поставили тын или другую защитную конструкцию, от которой на краю горизонтальной площадки остались расположенные в ряд ямки от кольев.
На городище зафиксировали следы деревянной постройки, погибшей в огне. Внутри нее были пережженные фрагменты лепной посуды и значительное количество камней — возможно, остатки разрушенного очага.
На полу, подмазанном глиной, обнаружена редкая находка — россыпь горелого зерна. Как полагают исследователи, на мешки (или горшки), в которых оно хранилось, во время пожара упало что-то тяжелое — например, балка, и емкости с зерном развалились.
Кроме лепной керамики, внутри помещения был найден бронзовый браслет. Также обнаружены железная коса, лежавшая рядом с зерном, и обломанный наконечник копья. На площадке городища и на склонах мыса археологи собрали восемь наконечников стрел так называемого гуннского типа.
Предметов, принадлежащих женщинам и детям, здесь не оказалось: это говорит об отсутствии здесь какой-либо общинной жизни. При этом наличие зерна указывает, что в округе были деревни, которые обеспечивали обитателей городища едой.
Видимо, в городище базировалась только дружина, социальная верхушка, а само место выполняло функцию святилища или служило убежищем на случай нападения врага.