Путешественники посещают Мордовию существенно реже, чем соседние регионы — просто еще не многие знают, сколько сокровищ скрывает небольшая республика, лежащая вдалеке от привычных туристических маршрутов. «Вокруг света» вместе с проектом «
Город XXI века
Столица Мордовии имеет давнюю историю: город Саранск начал свое существование еще в середине XVII века как крепость в составе засечной черты, которая охраняла юго-восточные окраины страны. Впоследствии, когда границы государства отодвинулись и форпост потерял оборонное значение, Саранск превратился в благополучный купеческий и ремесленный центр — именно здесь с древности пролегали торговые пути, а вокруг города шумели богатые дичью леса и простирались плодородные поля.
Сегодняшний город сохранил отголоски того вольного простора — на его широких улицах и в раскинувшемся на берегах реки Саранки парке имени Пушкина (примерно там в свое время и стоял деревянный острог) жизнь течет несуетно и дышится легко.
Однако седой старины тут практически не увидишь. Саранск, город преимущественно деревянный, на протяжении своей истории неоднократно горел, так что тут сохранилось совсем не много образцов зодчества прошедших веков. В их числе первое каменное здание города, белокаменная церковь Иоанна Богослова 1693 года постройки, и здание присутственных мест, где бывал Михаил Салтыков-Щедрин, посещая Саранск в бытность свою председателем Пензенской казенной палаты.
Существенную трансформацию Саранск претерпел уже в нашем время — в преддверии большого праздника, Тысячелетия единения Мордовии с народом России, который отмечался в 2012 году, а затем и в рамках подготовки к приему матчей Чемпионата мира по футболу в 2018-м. С самого начала века здесь появилось немало интересных построек в стиле постмодернизма, которые сегодня придают городу необычный, цельный и узнаваемый облик.
В их числе — украшенный национальными символами Музыкальный театр, напоминающий фантастический замок Мордовский краеведческий музей, Главпочтамт и еще немало других общественных зданий, сочетающих в разных пропорциях классические элементы, национальные мотивы и хайтек.
В этот же период появился в городе и собор, освященный в честь причисленного к лику святых Федора Ушакова. Адмирал провел на мордовской земле последние годы жизни и считается покровителем не только моряков, но и жителей Республики. Грандиозный храм, похожий на классицистические церкви Северной столицы, стал архитектурной доминантой города и одним из крупнейших сооружений такого типа в Поволжье.
Красавец-собор превосходит ростом лишь возведенное в эту же эпоху главное здание Мордовского государственного университета. Сокращенно это учебное заведение тоже называется МГУ, как и Московский университет, вот в нашем веке оно и получило блестящую стеклом и бетоном высотку наподобие столичных. Наверху здания тоже имеется смотровая площадка, на которой расположен небольшой музей города и где проводят экскурсии — отсюда прекрасно виден и центр Саранска, и новые лежащие в отдалении кварталы.
Своеобразия облику Саранска добавляет и симпатичная городская скульптура. Кроме Пушкина, тут можно повстречать лису — этот не просто зверь, а настоящий символ города, запечатленный на его гербе (так были отражены богатые охотничьи традиции мордвы и изобилие дичи в лесах вокруг Саранска), а также и другие характерные фигуры.
Праздник футбола
Стадион «Мордовия-Арена» тоже представляет немалый интерес с точки зрения архитектуры, но в первую очередь это памятник истории — истории футбола. В 2018 году Саранск принимал четыре матча Мундиаля, в одном из которых в составе португальской сборной играл знаменитый Криштиану Роналду. Тогда весь город был захвачен той непередаваемой атмосферой спортивного праздника — Саранск посетили десятки тысяч болельщиков из разных стран мира. На легендарном стадионе, стоящем на берегу реки Инсар, это настроение можно ощутить и сегодня.
Все здесь устроено в четком соответствии с требованиями ФИФА: VIP-залы и трибуны для важных гостей, трибуны для обычных болельщиков, в том числе с ограниченными возможностями, раздевалки для принимающей и гостевой команд, кабинеты тренеров, залы для разминки вратарей. А в Музее спорта можно увидеть макет стадиона, автографы, фото и футболки игроков, автографы болельщиков на фанерном «мяче», который во время Чемпионата был установлен в центре города, на площади Тысячелетия, и даже мяч, побывавший в матчах Мундиаля, — возможно, по нему бил легендарный Роналду (да промахнулся, из-за чего та игра португальцев со сборной Ирана вошла в историю).
Стадион, построенный исключительно для футбольных матчей (беговых дорожек в нем нет), рассчитан на более чем 40 тысяч зрителей. За время, прошедшее после Чемпионата мира, здесь базировались несколько футбольных команд. Сегодня местной команды в Саранске нет, но иногда проходят футбольные встречи, а еще проводятся занятия спортивных секций, концерты и другие мероприятия. Красавец-стадион ждет нового этапа своей истории — есть планы превратить его в крупнейший дворец спорта Республики, и травяное покрытие, устроенное по специальной технологии, поддерживают в «рабочем» состоянии, как перед Мундиалем.
Мордовские художники
В Мордовском республиканском музее изобразительных искусств собрана самая большая в мире коллекция работ великого мордовского художника, мастера скульптуры Степана Эрьзи.
Сын одного из мордовских народов, эрзя, Степан Нефедов взял псевдоним в честь него и прославил на весь мир и малую родину, и Россию. Он учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, оттачивал свое мастерство во Франции и Италии, работал над монументальными произведениями для молодой Страны Советов. Тогда он ваял и из мрамора, и из железобетона, а на Кавказе попробовал для своей классической скульптуры использовать местные сорта ореха и дуба.
Именно дерево стало основным материалом в творчестве Степана Эрьзи. Художник выработал ни на что не похожий изобразительный язык, в котором не только собственно мастерство ваяния, но и пластика природных форм, «живые» фактура и цвет раскрывали внутренний мир, чувства и духовные устремления героев его произведений. Любовь Эрьзи к дереву была закономерна, ведь и сам народ эрзя исстари славится искусством деревянной резьбы.
Пожалуй, самые невероятные работы Степан Эрьзя стал создавать, когда, приехав в 1927 году с выставкой в Аргентину, открыл для себя местные породы дерева, такие, как кебрачо или альгарробо, — их твердость и фактурность как нельзя лучше подходили для воплощения замыслов художника. Чтобы обрабатывать могучие стволы, он использовал специально созданные электрические резцы. То, что из-под них выходило, и сегодня, кажется, исполнено трепета жизни. Разглядывая работы Степана Эрьзи, можно легко позабыть о времени.
Хранит этот замечательный художественный музей и крупнейшее собрание картин Федота Сычкова, пожалуй, самого жизнерадостного российского художника. Он успел поработать и до революции, и после, и его сюжетом была жизнь мордовской деревни, будни и праздники ее жителей. Неудивительно, что сегодня его произведения нередко служат иллюстрациями к рассказам о подзабытых обычаях и идиллической сельской старине.
Обычаи и верования
Мордовия — финно-угорская республика, два основных ее народа — мокша и эрьзя. У них похожие языки, костюмы и обряды, и все же имеются существенные различия. Названия улиц и дорожные указатели здесь обозначаются сразу на трех языках, включая русский. Среда народной культуры включает в себя и традиционную символику.
В первую очередь это стилизованная восьмиконечная звезда, символизирующая Солнце: ее можно увидеть не только на республиканском флаге, но и на зданиях, в форме такого же знака спроектирован фонтан на Площади Тысячелетия. И, конечно, это частый мотив украшения изделий народных промыслов. А самый любимый цвет для всякого рода художественных работ, как и для народного костюма, — густо-красный, который тут называют мареновым.
С традиционной мордовской мифологией знакомит экспозиция этнографического комплекса «Мордовское подворье» — так называется филиал Краеведческого музея. Тут представлены в виде вырезанных из дерева фигур основные персонажи мордовского пантеона: и центральный герой эрзянского и мокшанского эпоса Тюштя, и Великая птица Иненармунь, доставшая первую землю из глубин океана, и коварная ведьма Варда.
Тут получится узнать и о других божествах, о которых повествует эпос мордовского народа «Масторава». Среди них большинство — сущности женские: сама Масторава — богиня земли, Ведява — богиня воды, Норовава — богиня урожая… И о древней легенде, подарившей Мордовии еще один узнаваемый символ. Как она гласит, послали однажды боги в помощь людям сокола и коня. Конь примчался быстрее. С тех самых пор он и стал связующим звеном между небесным и земным миром и самым большим другом человека.
Но для более глубокого знакомства с народными обычаями и фольклором стоит съездить в село Подлесная Тавла, в Дом-музей «Этно-Кудо», который был создан в доме известного фольклориста Владимира Ромашкина, создателя самого известного этноколлектива Мордовии — группы «Торама». Сегодня здесь и музей народного быта, экспозицию которого местные жители продолжают пополнять «фамильными» предметами старины, и большая экспозиция деревянных скульптур, созданных талантливыми резчиками из разных финно-угорских республик. Тут встречают гостей хлебом-солью, веселят частушками и рассказывают о старинных ремеслах, обрядах и верованиях.
Самый народный промысел
В селе Подлесная Тавла возрожден, процветает и развивается старинный промысел резьбы по дереву. Местную школу деревянной резьбы основал еще несколько десятилетий назад учитель рисования, художник Николай Мастин. В 1979 году он не поступил в Строгановское училище в Москве. Но зато он увидел на ВДНХ деревянную скульптуру и влюбился в это искусство, а приехав в родное село, собрал парней и открыл кружок резьбы. Сегодня у школы новое большое здание со столярной мастерской и творческими мастерскими по резьбе и по керамике, выставочный зал и гостиная.
В народной традиции всегда было принято украшать резьбой наличники на окнах домов и предметы быта, теперь же это вековое искусство дало начало узнаваемым скульптурным формам и сюжетам — одним словом, оформился новый художественный канон. Комичные фигурки — большая голова, длинное туловище, короткие ручки и ножки — представляют в основном бытовые сценки, часто разыгранные с добродушным юмором. В музее школы можно увидеть даже большие многофигурные композиции на исторические, и, конечно, сказочные сюжеты. Бывает тавлинская игрушка и мобильной — чем немного похожа на более известную богородскую игрушку. Но в обаянии ей трудно найти ровню.
Сегодня ребята обучаются в школе деревянной резьбы с пятилетнего возраста. Формально обучение длится пять лет, но, как правило, овладевшие ремеслом мастера продолжают практику, и школа их поддерживает, а дальше ремесло может перерасти и в профессию — от изготовления сувениров и до серьезных творческих работ. Туристам же показывают, как из древесины липы, мягкой и податливой, вырезают фигурки коней и как украшают их бока солярными знаками. И даже дают самостоятельно поработать над обликом друга человека, украсив его пышной гривой и хвостом из мочала.
Живая старина
В музей деревенского быта под открытым небом превращают местные жители село Паракино, известное с середины XVII века. Как рассказывает вернувшийся на малую родину из столицы Евгений Ледяйкин, когда-то в селе жили более двух тысяч человек, но в последние годы оно начало пустеть. Чтобы потомки местных жителей могли, приезжая сюда, показывать детям и внукам наследие и чтобы было где собираться и сельчанам, и туристам, сегодня в Паракино появились новые точки притяжения.
В Доме традиций, который представляет собой настоящий деревенский дом с печью, гостю подносят румяный пшенный блин «пачалксеть» — «отпечаток солнца», и веселят частушками. А потом рассказывают о деревенском быте — от важности ворот, символически отделяющих мир дома от мира улицы, и узоров наличников до правил деревенского семейного житья.
Также гостей ждет берущее за душу выступление хорового коллектива «Парынза», знакомство с техникой традиционной мордовской вышивки (в селе работает кружок для школьниц), посещение Дома художника с выставкой иллюстраций художника Маркушина к эпосу «Масторава», визит в центр ремесел «Парго» и общение с деревенской лошадью Стрелкой. А еще их кормят обедом, состоящим из традиционных эрзянских блюд — тут и каленые яйца, и картофельный пирог панжакай, и мордовские пряники сюкоро, которые по традиции едят с душистым медом.
А еще можно прогуляться на этноплощадку «Ашо Лисьма», где в наши дни проводят фольклорные праздники. Вода из местного колодца, как и сотни лет назад, поит жителей деревни. Это место когда-то почиталось священным. И сегодня гостям предлагают загадать здесь желание от всего сердца. Говорят, что непременно сбудется.