Водные растения поражают своим разнообразием и адаптациями к жизни в озерах и реках. Некоторые из них растут целиком в воде, другие свободно плавают, а какие-то, укореняясь под водой, тянут вверх стебли, листья и цветки. К последним относится камыш, хорошо знакомый рыбакам и мастерам народных промыслов. При этом многие ошибочно принимают за него совсем другие растения.
Жизнь в двух стихиях
Род камышей (Scirpus), насчитывающий, согласно современной классификации около 120 видов (по другим данным, род насчитывает 47 общепризнанных видов), относится к семейству осоковых, хотя камыши не слишком похожи на осоку. Будучи прибрежно-водными растениями, они имеют немало общего с типичными представителями «сухопутной» флоры.
Для всех камышей характерен высокий, до 3-4 метров, гладкий стебель, на котором находится коричневатое соцветие-колосок. Почти все части растения пронизаны воздухоносными каналами, поэтому свежие стебли камыша мягкие и легко гнутся. С наступлением осени они отмирают и высыхают.
У многолетних видов камышей под водой остаются зимовать мощные корневища, из которых весной прорастают новые побеги. Однако в роду существуют и однолетние виды. Камыш часто образует заросли, легко приспосабливается к изменяющимся условиям и быстро осваивает новые территории. Его можно встретить как в суровых северных болотах, так и в засушливых южных степях и полупустынях.
Вечная путаница
Хотя камыши широко распространены и, кажется, известны почти всем, их часто путают с рогозом или тростником, относящимся к другим семействам растений. Дело в том, что слово «камыш» имеет тюркское происхождение и означает как собственно камыш, так и тростник. Путаницы добавляет и тот факт, что Владимир Даль в своем словаре отнес камыш к тростнику, хотя и уточнил, что его путают с рогозом и ситником.
Интересно, что и знаменитое растение тотора, из которого индейцы озера Титикака и аборигены острова Пасхи изготавливали лодки, разные авторы называют то камышом, то тростником. Например, известный путешественник Тур Хейердал указывал, что тотора — это камыш. Размышляя о возможных контактах древних жителей Перу и острова Пасхи, он писал:
Ботаники сегодня относят растение тотора к роду Схеноплектус (Schoenoplectus), который, как и род камыш, входит в семейство осоковых. Впрочем, некоторые систематики все же склонны считать его камышом.
Эта путаница, во многом связанная с внешним сходством растений, называемых «камышом», дает повод задуматься, о каком из них поется в известной песне «Шумел камыш». Скорее всего, речь идет о тростнике, который действительно издает характерный шум на ветру.
К пользе человеческой
Исследования археологов и этнографов, а также наблюдения путешественников, в том числе упомянутого Тура Хейердала, показывают, что различные виды камышей наравне с тростником и рогозом использовались и используются представителями разных культур по всему миру.
Камышовые стебли и листья служат отличным материалом для изготовления лодок, и циновок, покрытия крыш. Многие мастера по сей день для декоративной отделки корзин, шкатулок из лозы заготавливают листы камыша. Причем если хотят придать изделию зеленый цвет, срезают растение в июле. А вот августовский или сентябрьский камыш используется для поделок с золотистым оттенком.
Корневища камышей богаты крахмалом и сахаром. В голодные годы их варили, запекали на углях или делали из них муку. Лекари готовили из корневищ мочегонные и ранозаживляющие снадобья.
В XX веке камыш был одним из компонентов камышебетона и камышита. Из этих легких и прочных материалов возводились жилые дома. Сегодня на фоне популярности экологически чистых и дешевых стройматериалов интерес к подобному жилью возрождается. Что ж, сырья для такого строительства в мире пока хватает.