В 1879 году исследователь Марселино Санс де Саутуола обнаружил древние рисунки в пещере, расположенной в Северной Испании. Изображения бизонов в пещере, получившей название Альтамира, вскоре стали знамениты на весь мир. Рисунки, найденные в Забайкальском крае веком позже, пока известны намного меньше, но тоже заслуживают внимания.
История открытия
Как и ряд других знаменитых памятников древнего искусства, наскальные рисунки Шаман-Горы были открыты почти случайно. В 1996 году археологи под руководством профессора Михаила Константинова обследовали долину речушки Арей в Хилокском районе Забайкальского края (тогда — Читинской области). На одной из скалистых гор к тому времени уже были обнаружены несколько антропоморфных изображений. Одно из них походило на шамана и дало горе название.
Вместе с археологами в экспедиции участвовали школьники и студенты. Однажды педагог дополнительного образования Сергей Кузнецов и студентка Виктория Попова решили подняться к скалам, стоявшим возле лагеря. В это время дежурные позвали участников экспедиции обедать. Сергей отправился в лагерь, а Виктория прошла еще немного вперед. Вернувшись, она сообщила, что обнаружила изображения каких-то животных, похожих на быков.
Про обед тут же забыли — все бросились за первооткрывательницей. В уютном гроте участники экспедиции увидели изображения мчащихся животных. Обстоятельства открытия и сам сюжет древнего шедевра напоминали о далекой Альтамире.
Святилище древних охотников
Рисунки, или как их называют — писаницы, Шаман-Горы по-своему уникальны. На скальном панно размером 310*200 сантиметров красной охрой изображены 49 фигур. Большая часть их представляет собой контурные рисунки копытных животных. Их размеры впечатляют: от 38 до 60 сантиметров в длину. 35 зверей обращены в правую сторону — кажется, они мчатся от небольшой группы людей, нарисованных в левом верхнем углу.
Но на пути стада встала преграда, обозначенная черточками, за которыми виден солярный знак (его также можно интерпретировать как бубен). Рядом прорисована антропоморфная фигура с длинными прямыми рогами на голове. Скорее всего, это шаман.
Однако некоторые звери показаны обращенными влево. Вероятно, они почуяв опасность, пытаются спастись, но их уже поджидают охотники.
Возле рисунков в ходе раскопок было выявлено четыре культурных слоя. Более всего находками порадовал второй из них: в нем археологи нашли скребки, микропластинки, отщеп из каменного хрусталя и несколько наконечников стрел.
Примечательно, что некоторые наконечники были обломаны и лежали впритык к стене с рисунками. Это обстоятельство позволяет предположить, что тут происходил ритуал магической охоты. Возможно, охотники целились в нарисованных животных или же подносили стрелы и орудия в качестве даров священной скале и ее духам.
Судя по морфологическим особенностям найденных артефактов, святилище Шаман-Горы относится к концу неолита или началу бронзового века.
Тайна первобытных мастеров
Итак, в гроте Шаман-Горы, скорее всего, запечатлена охота. Но на кого? Животные изображены довольно схематично — по реалистичности забайкальские рисунки далеки от альтамирских. Понятно, что первобытные охотники старались создать образ большого стада крупных копытных, имеющих рога. Неужели это бизоны? Но они, как известно, были распространены за Байкалом в эпоху великого оледенения и исчезли вместе с мамонтами и шерстистыми носорогами.
Возможно, панно Шаман-Горы свидетельствует, что кое-где эти гиганты все-таки дожили до начала бронзового века. Не исключено, что на рисунке запечатлена охота людей на последних бизонов в этих краях. Если так, то творение первобытных мастеров на Шаман-Горе можно рассматривать в качестве своеобразного послания потомкам.
Его смысл прост и понятен: мы, люди, способны истребить множество животных. И только от нас зависит, оставим ли мы после себя только изображения вымерших видов или сохраним многообразие фауны.
Фото автора, если не указано иное