Почти 130 лет назад лет назад автор «Вокруг света», побывавший на Корсике, практически стал свидетелем расправы над местным жителем из-за вендетты. Ниже приведена его заметка.
1895 № 30
Корсиканские разбои давно отошли в область преданий. Другое дело — контрабандисты, они не без успеха подвизаются между портами Южной Франции и гаванями Корсики. Изобретать разбойничьи рассказы я не намерен, да и не умею. По-моему, настоящие разбои на Корсике не чаще, чем у нас в России, и, во всяком случае, реже, чем у нас на Кавказе. И даже вендетта там не существует больше, а строго преследуется законом. Но, конечно, бывают отдельные случаи. Один из них произошел в окрестностях Аяччо во время моего пребывания в этом городе.
Старик Орси Паоло жил с внучкой Джульеттой в деревушке в окрестностях Аяччо.
У Орси Паоло было весьма бурное прошлое. Говорили даже о какой-то кровавой драме в его молодости, причем тут была замешана, как водится, любовь. Во всяком случае, между Орси и семейством Фабиани существовала какая-то непримиримая вражда. Члены обоих семейств не раз обменивались ударами ножа, кто-то даже убил кого-то. Были попытки кровной мести, но с годами как будто все улеглось. Старик Паоло доживал свой век спокойно.
Но не дремала кровная месть в семействе Фабиани. Один из его представителей, Джакомо Фабиани (как оказалось потом, сын человека, убитого стариком Паоло в ссоре), затаил месть и носил ее в себе долго-долго.
Вначале он не выказывал злобы. Во время редких появлений в Аяччо он никогда ни с кем не разговаривал о прошлом, не расспрашивал о Орси Паоло, при встречах с ним проходил мимо старика с равнодушным видом.
Однажды Паоло охотился в лесистых холмах близ Аяччо. Он что-то замешкался на охоте, и внучка Джульетта пошла его искать. Местность была ей знакома отлично, она уверенно продвигалась к тому месту, где предполагала найти деда. И увидела его. Прислонившись к скале, он стоял с ружьем в руках — очевидно, выследил какую-нибудь дичь. Джульетта подходила тихо, чтобы не спугнуть добычу. Вдруг где-то в лесу раздался короткий глухой выстрел. Пущенная неизвестной рукой пуля ударила старику в висок. Без единого стона Паоло упал мертвый. С криком ужаса бросилась к нему Джульетта и обняла холодеющий труп.
Фабиани арестовали, но не смогли собрать улик и отпустили. Однако у всех осталось твердое убеждение, что убийцей был Фабиани и что мотивoм убийства была вендетта.
СЕГОДНЯ
По-семейному
Расцвет кровной мести на Корсике пришелся на конец XVII века, когда островом владели генуэзцы. Судебная коррупция в этот период достигла таких масштабов, что простые корсиканцы не рассчитывали на правосудие, поскольку не могли оплатить нужное решение суда.
Вынесение и исполнение приговора убийце близких стало семейным делом. С 1682 по 1714 год на Корсике совершено 28 715 убийств (при населении острова 120 000 человек). Одолеть вендетту смогли только французские власти (в середине XVIII века генуэзцы отдали за долги Корсику Франции). За убийство «по кровной мести» вводилась казнь, и к концу XIX века число таких преступлений сократилось до 50 в год.
Последний зафиксированный случай датируется 1954 годом: убийство корсиканца Йозефа Сансини соседом Жюлем Джули считается результатом кровной мести.
Материал опубликован в мае 2015, частично обновлен в сентябре 2024