Российские ученые из НИУ ВШЭ объяснили, почему пользователи Интернета неохотно принимают новый вид сайта или приложения, которыми регулярно пользуются. Обычно обновления предполагают, что система станет проще и функциональнее, но люди оценивают их гораздо ниже, чем предыдущие версии. Психологи назвали этот феномен синдромом утенка — по аналогии с птенцами, которые считают своей мамой первый движущийся объект, который увидят.
Многочисленные исследования показывают, что цифровизация все сильнее влияет на нас, развивая новые когнитивные механизмы и искажения. Ежедневно мы используем различные интерфейсы на смартфонах и компьютерах от 4–5 часов. Любой из них периодически обновляется: дорабатываются функции, меняется дизайн, появляются новые кнопки.
Многие улучшения вводят на основе просьб самих юзеров. Но в итоге привыкнуть к новому оказывается так сложно, что мы удаляем приложение.
Одним из вызовов разработчикам — синдром утенка, который пришел из биологии, но добрался и до цифровой среды. Суть синдрома в предпочтении старого новому. Так, пользователи популярных соцсетей не раз массово призывали разработчиков оставить прежний вариант (знаменитое «Дуров, верни стену»).
По словам исследователей, это похоже на эффект знакомства, когда человек предпочтет то, что уже знает, чему-то незнакомому.
Психологи сравнили это и с эффектом владения: мы выше ценим то, что уже нам принадлежит, чем обещанное или пока не приобретенное. Но интерфейсом мы не владеем, поэтому важнее здесь первое взаимодействие. Мы хотим, чтобы объекты оставались такими же, как в первый раз. Иными словами, предпочитаем вообще ничего не менять, опасаясь возможных потерь.
«Основным различием, предположительно, является то, что „синдром утенка“ не связан с какой-либо выгодой от интерфейса, он, в первую очередь, связан с субъективным удобством», — объясняют авторы в работе,
Ученые дали и конкретные рекомендации айтишникам, которые помогут избежать синдрома утенка у пользователей. Например, изменения стоит проводить поэтапно: постепенно вводить новые цвета, кнопки, шрифт или функции, не меняя все сразу. Это поможет сохранить пользователей, которые будут привыкать к новшествам не в один момент, а со временем.