Понятие «рыцарь» давно стало метафорой мужского благородства, хорошего воспитания и некоторого идеала, которого якобы ищут в потенциальном спутнике жизни все женщины. Но если разобраться, то рыцари были безжалостными воинами, выполняющими приказы своих королей или римских пап. Тем не менее, рыцарство — это уже даже не историческое, а социально-культурное явление, которое продолжает вдохновлять писателей, художников и режиссеров. На выставке «Монеты и рыцари. Серебро и сталь» в Музее нумизматики это явление представлено через изображения на монетах, подлинное оружие и доспехи. Средневековой атмосферы добавляют ароматы, спрятанные в цветных флаконах. Что нужно вспомнить об эпохе рыцарства, прежде чем отправиться на эту выставку?
Феодалы и вассалы
Термин «феодализм» появился в эпоху Просвещения для описания общественных отношений, сложившихся в поздней Римской империи, которые привели к политической децентрализации, дуализму светской и церковной власти.
Феодализм это общественный строй, в основе которого лежали землевладения. Именно земли были основным экономическим ресурсом. Король раздавал наделы («феоды») своим подданным, которые взамен обязались нести в его пользу военную, административную или придворную службу. Феодал становился вассалом по отношению к королю, но мог стать и сюзереном для собственных вассалов, стоящих ниже по иерархической лестнице и крестьян.
Закат феодализма произошёл из-за развития в городах ремёсел и смены натурального хозяйства на денежное, из-за продолжительных войн, которые требовали всё больше финансовых вложений и усиления королевской власти, а также из-за появления нового класса, «буржуазии», которые владели собственным капиталом и могли получать с него доход и прибыль.
Рыцарский кодекс чести
Примерно в VIII веке появилось военное сословие «рыцарей», состоящее из конных воинов-вассалов, заменивших пешую армию. Звание рыцаря не передавалось по наследству, его можно было только заслужить, и этот титул был крайне почётным. Многие родители начинали тренировать своих сыновей ещё с детства, чтобы те могли стать рыцарями в будущем. Одним из способов продемонстрировать свои способности в мирное время были знаменитые рыцарские турниры. Но со временем турниры превратились в театрализованные представления с участием карликов и великанов, принцесс и колдуний. Для многих рыцарей турниры стали возможностью прославиться, но многие и погибали в поединках на глазах у публики.
Конечно, не только физическая форма была важна для воспитания рыцарей, но и образование, и манеры, и этикет, и галантность. Кодекс чести провозглашал, с одной стороны, преданность христианству, а с другой создавал культ Прекрасной Дамы. Нередко рыцарь выбирал в качестве объекта поклонения замужнюю даму выше по статусу. Как мы знаем из исторических романов, и за даму сердца, и за христианство рыцари готовы были биться с одинаковой самоотверженностью.
Крестовые походы
В XI веке Иерусалим и другие святые для христиан места были захвачены турками-сельджуками. До Европы стали доходить слухи об осквернении святынь. Византийские правители попросили папу римского о помощи. Концепцию освобождения Палестины от мусульман провозгласил папа Урбан II. За участие в походах на Святую землю он пообещал прощение грехов и рай после смерти. Рыцари продавали имущество, чтобы купить военное снаряжение, и пришивали на одежду символ христианства — крест. Поэтому их и стали называть «крестоносцами», а военные экспедиции на Святую землю — крестовыми походами. Они продолжались до конца XIII века.
Не только вера заставляла европейцев отправляться в походы. Некоторые рассчитывали остаться жить на плодородной земле, другие собирались наладить торговлю с восточными странами без посредников.
В самый первый крестовый поход отправилась и армия бедняков — ни оружия, ни снаряжения у них не было. Проходя через Венгрию и Болгарию, они вели себя как армия разбойников. А в первом же бою с сарацинами потерпели поражение. В отличии от них, хорошо обеспеченные войска феодалов смогли взять Иерусалим. На территории Сирии и Палестины крестоносцы создали независимые государства: Иерусалимское королевство, Графство Эдесса, Княжество Антиохия и Графство Триполи. Каждый из правителей новых государств выпустил монеты со своим изображением с одной стороны и крестом как символом христианской веры — с другой.
Пришедшие в Святую землю европейцы стали организовывать духовно-рыцарские ордена, призванные демонстрировать образец христианской добродетели. Они проповедовали безбрачие, бедность, отказ от развлечений и подчинение церкви. Орден госпитальеров (ставший впоследствии Мальтийским) помогал паломникам и организовывал госпитали. Тевтонский орден, не обосновавшись в Святой земле, отправился бороться с язычниками в Прибалтику. Орден тамплиеров оказывал военную защиту паломников, но вскоре разбогател с помощью ростовщичества. В романе Мориса Дрюона «Железный король» французский правитель Филипп I отправляет на костёр магистра ордена тамплиеров, чем обрекает на проклятье весь свой род вплоть до тринадцатого колена.
Второй крестовый поход потерпел неудачу. В третий отправились три могущественных монарха: император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса, король Франции Филипп II Август и король Англии Ричард I Львиное Сердце. До стен Иерусалима дошёл только Ричард, но он был вынужден заключить союз с султаном Сала́х ад-Дином, и поспешить обратно. На родине престол захватил его брат, а сам он на два года попал в плен. Момент возвращения Ричарда из плена описан в романе Вальтера Скотта Айвенго. Четвёртый крестовый поход неожиданно повернулся в сторону Византии. Религиозная идея уступила место жажде наживы, и крестоносцы буквально разорили столицу христианского государства. Ещё несколько походов в Святую землю потерпели неудачи, и крестоносцы окончательно вернулись в Европу.
Образ из рыцарских романов и фильмов
Романтизированному образу рыцарей мы во многом обязаны легендам и историческим романам. Всемирно известно сообщество «рыцарей Круглого Стола», которых собирал некий Король Артур, полумифический персонаж, от рождения неделённый волшебником Мерлином особенной силой. Впервые о нём написал в XII веке Гальфрид Монмутский в псевдоисторической хронике «История королей Британии». В XV веке продолжил сочинять истории об Артуре Томас Мэлори. Бывший рыцарь написал «Книгу о короле Артуре и о его доблестных рыцарях Круглого стола», состоящую из 8 романов. Сейчас бы это назвали «энциклопедией по вселенной короля Артура». Интересно, что писал он свои романы о силе Артура и храбрости Ланселота, сидя в тюрьме, будучи осуждённым на пожизненное заключение за насилие и разбой.
В XVII веке Мигель де Сервантес Сааведра высмеял рыцарские романы в своём произведении «Дон Кихот». Наивный главный герой, начитавшись книг, мечтает совершать благородные поступки и подвиги. Для этого он становится странствующим рыцарем («рыцарем печального образа», как называет его слуга). Но почему-то ситуации, в которые он попадает, оказываются не столь опасными, сколь нелепыми. После этого романа истории о рыцарях вышли из моды примерно на два столетия, пока не появились в виде романтизированного исторического романа. В XIX веке Вальтер Скотт придумал разбавлять исторические факты вымышленными персонажами. Этот писатель долгое время изучал фольклор родной Шотландии и соседней Англии, прежде чем начал писать художественные романы о Средних веках. В роман «Айвенго» он вводит героя английских баллад Робин Гуда, который слыл защитником бедноты. Кстати, сейчас историки склоняются к тому, что прообразом этого героя был участник национально-освободительного движения Роберт Гот. Обнаруживаются в наше время и другие «ляпы» в романах Скотта. Например, доспехи и шлемы, которые он описывает в «Айвенго», на самом деле ещё не существовали во времена действия романа.
Уже упомянутый Морис Дрюон очень трепетно относился к исторической правде, но как художник, домысливал то, о чём история умалчивала. Например, сцена, с которой начинается «Железный король»: речь магистра тамплиеров, приговорённого к казни на костре, действительно имела место быть, но в гораздо менее выразительном исполнении. Факт произнесения проклятья действительно был зафиксирован в Метрической хронике Филиппа Красивого.
Романы этих выдающихся писателей сыграли большую роль в поддержании интереса к Средневековью вообще и создании культа рыцарства в частности. Не отставали от писателей и кинорежиссёры, внушая зрителям представление о рыцарях как о благородных воинах и горячих влюблённых. Самыми популярными историческими персонажами эпохи рыцарства стали всё те же Король Артур и Ланселот (Шон Коннери и Ричард Гир в фильме Джери Цукера «Первый рыцарь»), Ричард Львиное сердце (в одноименном российском фильме его сыграл Александр Балуев) и Робин Гуд (в 1991 его сыграл Кевин Костнер, а в 2010 — Рассел Кроу). Стоит отметить, что Шону Коннери удалось сыграть не только Короля Артура в фильме «Первый рыцарь», но и Короля Ричарда в фильме «Робин Гуд». А режиссёр Ридли Скотт снял не только «Робин Гуда», но и «Королевство небесное» — один из самых масштабных и известных фильмов о Крестовых походах (в котором Орландо Блум играет простого кузнеца, присоединившегося к крестоносцам и полюбившего супругу тамплиера). Ну и, конечно, не стоит забывать про фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» 1938 года, в котором русский князь противостоит рыцарям Тевтонского ордена и произносит знаменитую фразу «Кто с мечом к нам войдёт, от меча и погибнет». В этом образце классического советского кинематографа можно увидеть, как жили в рыцарскую эпоху на Руси.
Несмотря на популярность и доступность художественных исторических произведение (будь то книга или фильм), не стоит полагаться на их абсолютную достоверность. Значительную долю в них составляет вымысел. А вот документальные артефакты Средних веков можно увидеть на выставке «Монеты и рыцари. Серебро и сталь». Она продолжит работу до конца 2025 года в Музее Нумизматики.