Как только наступает лето, так и становится все больше разговоров о Сочи. В том числе и потому, что в сезон сюда миллионами едут туристы (в прошлом году, например, город принял более 7,5 миллиона гостей). А потом начинают делиться впечатлениями. Местные власти, впечатлившись все увеличивающимися цифрами, уже говорят, что в ближайшие 20 лет увеличат турпоток вдвое (даешь 15 миллионов туристов к 2035 году!). Но эксперты туристического рынка смотрят на такие планы скептически.
О том, что стало причиной скепсиса, мы часто можем прочитать в отзывах отдыхающих, возмущенных отдыхом в Сочи. Претензии не меняются годами: отсутствие инфраструктуры, нехватка гостиниц, пляжей и медицинских учреждений. Да и к дорогам есть вопросы. По словам исполнительного директора одного из турагентств Анастасии Данилиной, туристы, давно прикипевшие к Сочи и проводящие здесь каждый свой отпуск, начинают присматривать другие направления.
В беседе с пензенскими журналистами Данилина объяснила, что претензии к Сочи у отдыхающих начали копиться после пандемии коронавируса, а специальная военная операция только увеличила их количество. Логика простая: многие направления оказались недоступны, туристы массово рванули в Сочи, курорт от такого наплыва чуть не лопнул.
Минусы отдыха в Сочи: что не так с курортом?
«Сочи просто заполонили туристы. Улица Приморская уже давно переплюнула столичный Арбат по количеству прогуливающихся. В пик сезона — с конца июня по конец августа, городские пляжи Сочи забиты людьми, аналогичная картина в кафе и ресторанах. Город превращается в муравейник. Наложите на это жару и получите основной раздражающий фактор для любого человека», — рассуждает Анастасия Данилина.
Еще одна причина, которую часто называют клиенты турагентств, — несоответствие цены и сервиса. Даже туалеты стали отдыхающим не по карману. Анастасия Данилина говорит, что по части цен туристы сравнивают Сочи с популярными зарубежными направлениями — Турцией, Египтом, Кипром. Там с туристическим сервисом обычно порядок: и «все включено», и собственные пляжи у отелей, и трансфер, и анимация с развлекательными программами.
В Сочи же такой уровень, по словам эксперта, есть разве что в отелях международных гостиничных операторов. Но стоит только передать управление локальным командам, «начинается постепенное скатывание уровня сервиса». При этом в отсутствии зарубежной альтернативы (цены в Турции, увы, не стоят на месте) отечественные отельеры оторвались от реальности, выстраивая ценовую политику, считает эксперт. Как результат, проживание в Сочи в последние годы серьезно подорожало.
Частники от отельеров стараются не отставать и также с каждым годом повышают цены. Кафе и рестораны тоже обходятся все дороже.
Другой важный фактор, останавливающий туристов, — берег. Полностью песчаных пляжей в Сочи нет, а галька большинству отдыхающих не нравится — хочется, чтобы заход в море был приятным.
Среди других причин, по которым туристы начали выбирать другие направления, — транспортная доступность (не из каждого города есть прямые рейсы, и это дорого, а билеты на поезда разбирают через считанные минуты после старта продаж) и состояние номерного фонда (многие отели в последний раз подновляли к Олимпийским играм 2014-го, а с тех пор прошло уже десять лет).
Поэтому туристы все чаще отдают предпочтение Анапе, Крыму, побережью Каспийского и Азовского морей. Если вам тоже нужны новые идеи для отдыха, обзоры на города и регионы у нас собраны по тегу #ОткрываемРоссию.