Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Сколько можно вспоминать? Почему мы теперь постоянно ностальгируем о 90-х и «нулевых» — объясняет психолог

Вернуться на пару десятков лет назад теперь хотят даже те, кто тогда еще не родился

21 октября 2023Обсудить
Сколько можно вспоминать? Почему мы теперь постоянно ностальгируем о 90-х и «нулевых» — объясняет психолог
Источник:

коллаж: Александр Чатикян / Vokrugsveta.ru

Ностальгия — в трендах, о чем бы мы ни говорили: о моде, кино или музыке. На улицах все больше широких брюк с заниженной талией и косух, на российском телевидении крутят новые серии «Папиных дочек», ставших популярными в конце 2000-х, а в онлайне — сериал «И просто так», вдохновленный «Сексом в большом городе» (1998–2004). Почему прошлое внезапно стало таким притягательным, объяснила психолог Анна Тэжик.

Из-за чего мы ностальгируем

Ностальгия — это эмоциональное состояние, которому присуща тоска и одновременно приятные воспоминания о прошлом, которое никогда не вернется. Зачастую они искажены, но отражают эмоции, которые надолго впечатались в память.

По словам психолога Анны Тэжик, людям часто кажется, что раньше жизнь была более простой и беззаботной — и поэтому в тот период очень хочется вернуться. Этим же объясняется и доминирование ностальгической темы в массовой культуре — нынешняя жизнь с ее информационными потоками, темпом и ритмом, общей нестабильностью изматывает людей, и они начинают скучать по временам, когда все было более предсказуемо.

Зато интернет позволяет нам с легкостью окунуться в прошлое — и поэтому ностальгией оказывается охвачено даже молодое поколение. Да, 20-летние не помнят, каково было в 80-х и 90-х, однако они прекрасно считывают «вайб» этих лет через популярную культуру.

«Интернет и стриминговые платформы делают классическую музыку, фильмы и моду доступными для широкого круга аудитории, в том числе молодежи. Кроме того, добавление ретро-элементов в одежду и музыку отражает стремление молодежи к отличающимся от современности стилям и символам», — отмечает Анна Тэжик.

Ностальгия в модной индустрии

Куда ни взгляни — всюду отсылки к 90-м и нулевым годам. Расслабленный силуэт, широкие свитера и брюки, завышенная талия, пышные прически — кажется, именно так одевались героини культового «Твин Пикса» Дэвида Линча. И так же сегодня одеваются современные девушки — разве что дополняя образ массивными «папиными кроссовками», что родом, кстати, тоже примерно из того периода.

Неоновые легинсы, джинсы на низкой посадке, кроп-топы и облегающие кардиганы, «барби-кор» и прочие атрибуты ярких и безумных нулевых мы тоже все чаще видим как на подиумах, так и на улицах.

«Как известно, мода циклична и очень часто меняется. Современные темпы жизни требуют все больше „быстрых“ идей, но, к сожалению, мы не способны генерировать их в таком количестве, — отмечает Анна Тэжик. — Поэтому очень часто модельеры в поисках новых концепций обращаются к своим молодости и детству, черпая оттуда вдохновение».

Нельзя отметать и другую причину — прошлое отлично продается из-за того, что вызывает яркие эмоции у покупателей. Этим активно пользуются маркетологи, пытаясь вызвать позитивные ассоциации со своим брендом.

Бесконечные ремейки

«Матрица», «Человек-паук», «Дюна» — режиссеры все чаще обращаются к культовым франшизам, чтобы привлечь зрителей. Рекорды по количеству просмотров бьют и продолжения известных сериалов: «Друзья: воссоединение», «Секс в большом городе», увидевший свет под названием «И просто так».

Российская киноиндустрия тоже держит нос по ветру: за последние годы появилось большое количество сериалов, эксплуатирующих эпоху 60-х («Оттепель»), 80-х («Восьмидесятые»), 90-х («Мир. Дружба. Жвачка»). Не забудем также ремейки «Чебурашки» и «Короля Льва».

Психологи отмечают, что к фильмам и сериалам со знакомыми героями и сюжетами зрители испытывают больше доверия и теплых чувств — а еще им всегда любопытно посмотреть, что поменялось в новой версии.

Вывод

С одной стороны, кажется, что бесконечная ностальгия в культуре — это путь в никуда. Если без конца оглядываться назад, новые сюжеты и формы просто перестают придумываться. С другой стороны — зная свою историю, мы начинаем лучше понимать себя, а значит, и свое будущее. А раз так — почему бы и нет?

Если вы считаете, что хорошо помните популярные фильмы и песни 1990-х годов, попробуйте пройти этот наш тест.

РЕКЛАМА
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения