Радуга — непрерывный спектр, но если выделять отдельные цвета, обычно получается три-четыре
Мы с детства помним поговорку про охотника и фазана. Но этот цветик-семицветик имеет мало отношения к реальному солнечному спектру, а тем более радуге.
Цвета спектра переходят друг в друга плавно, без резких границ, так что их точный подсчет — в некотором смысле условность. Но наиболее отчетливо выделяются пять основных цветов: красный, желтый, зеленый, голубой и фиолетовый. В качестве переходов между ними можно выделить дополнительные оттенки: красно-желтый (оранжевый), желто-зеленый, зелено-голубой и фиолетово-голубой (синий). Получается пять цветов, если считать только основные, или девять с дополнительными, но никак не семь.
Число цветов в природной радуге зависит от конкретной радуги. Дело в том, что природа каждый раз собирает свой «прибор» для разложения света немного по-разному. Часто дело ограничивается тремя основными цветами: красным, зеленым и фиолетовым. Иногда к ним добавляется желто-оранжевый. Порой в радуге бывает и белая полоса.
Миф о семицветной радуге укоренился в культуре с легкой руки Ньютона. Он добавил к пяти основным цветам спектра еще два, чтобы их было столько же, сколько нот в музыке. Ньютону казалось, что между разложением света и звука непременно должна быть взаимосвязь. Число семь издавна завораживает человечество и служит символом мировой гармонии, и великий физик тоже оказался во власти этого предрассудка.