Фильм «Интерстеллар» режиссера Кристофера Нолана, вышедший на экраны в 2014 году, не только стал культовым среди многих поклонников научной кинофантастики, но и задал новую планку в жанре. И это неудивительно — драма о межзвездных путешествиях отлично сочетает проработанный сюжет, хорошую актерскую игру, твердую научную базу и захватывающие дух кадры. Особого уважения заслуживает тот факт, что создатели картины старались пореже прибегать к компьютерной графике: съемки как земных, так и инопланетных пейзажей проходили в разных живописных уголках мира. Vokrugsveta.ru рассказывает, где и как снимали фильм «Интерстеллар», который и спустя более 10 лет после премьеры можно назвать поистине космическим.
Краткое содержание фильма
По сюжету в 2067 году человечество находится на грани вымирания из-за изменения климата — Землю терзают пыльные бури и неурожаи. Главный герой, бывший пилот NASA Купер (Мэттью Макконахи), живет на ферме вместе с дочерью Мёрф (Маккензи Фой) и сыном Томасом (Тимоти Шаламе). В непростых условиях он старается содержать семью.
Когда ситуация становится критической, Купер присоединяется к секретной миссии NASA, цель которой — найти другую пригодную для жизни планету. Вместе с небольшой командой, в состав которой входит доктор Амелия Бранд (Энн Хэтэуэй), дочь руководителя миссии профессора Джона Бранда (Майкл Кейн), Купер отправляется в опасное путешествие, чтобы исследовать пригодные для колонизации миры.
На своем пути герои преодолевают гравитационные аномалии, борются за выживание и сталкиваются с многочисленными этическими дилеммами. Купер и его спутники посещают пару планет в окрестностях черной дыры Гаргантюа, но обнаруживают, что они непригодны для жизни. В итоге главному герою приходится спуститься под горизонт событий Гаргантюа — так Купер и сопровождающий его робот TARS попадают в загадочное пятимерное пространство, откуда Купер может наблюдать за своим домом на Земле. Ему удается передать своей уже повзрослевшей дочери (Джессика Честейн) критически важные данные о природе гравитации, которые открывают путь к спасению человечества…
Как снимали «Интерстеллар»
Детские опыты
Еще ребенком Кристофер Нолан, сам того не осознавая, готовился к созданию «Интерстеллара». В детстве он много раз пересматривал «Космическую одиссею 2001 года» Стэнли Кубрика и «Звездные войны» — эти картины произвели на будущего режиссера столь сильное впечатление, что семилетний Нолан снял собственный фантастический фильм о космосе по мотивам «Звездных войн». Космические корабли для съемок он мастерил из туалетной бумаги и упаковок из-под яиц; также в короткометражку вошли перемонтированные кадры пусков ракет американской лунной программы «Аполлон», которыми Нолана снабдил работавший в NASA дядя.
Возможно, тогда Кристофер еще мечтал стать астронавтом, но в 11 лет он твердо выбрал режиссерскую стезю — так появление «Интерстеллара», поднимающего вопросы о связи пространства и времени, стало лишь вопросом времени.
Звездный научный консультант
Над сценарием «Интерстеллара» Кристофер Нолан работал вместе с братом Джонатаном, а в качестве консультанта они пригласили известного физика-теоретика Кипа Торна — будущего лауреата Нобелевской премии по физике (2017). В основу сюжета легли концепции Торна о черных дырах и дополнительных измерениях. Ученый консультировал Нолана на протяжении всего процесса съемок — Торн хотел, чтобы «Интерстеллар» внушал доверие, не нарушая при этом законы физики.
Режиссер следовал рекомендациям Торна, но не лишил «Интерстеллар» художественного вымысла. Например, теория относительности лишь допускает существование кротовых нор, которые герои фильма используют как портал для путешествия в далекую галактику.
«Советский след»
На периодически мелькающей в некоторых сценах «Интерстеллара» доске с математическими формулами, которые, скорее всего, писал сам Кип Торн, можно заметить буквы кириллицы, хотя их там быть не должно. Судя по всему, так американский ученый отдал дань уважения советским физикам, с которыми познакомился в молодости во время поездок в Москву. В частности, буквы «ЯБ» расшифровываются как Яков Борисович — это инициалы академика Якова Зельдовича, которого коллеги и ученики сокращенно называли именно ЯБ.
Спецэффекты по старинке
Во время съемок «Интерстеллара» использовали минимум компьютерной графики. Нолан знаменит своей любовью к «традиционным» спецэффектам — каждую сцену он старается поставить и выверить с применением реальных декораций и различных технических хитростей.
Например, для создания пыльных бурь использовались огромные вентиляторы, которые поднимали песок в воздух. Почти настоящим был и причудливый робот TARS, немного напоминающим своей формой черный монолит из ранее упомянутой «Космической одиссеи» Кубрика — его макетом управлял, как марионеткой, американский актер Билл Ирвин, известный своей ролью мистера Нудла в «Мире Элмо» «Улицы Сезам». Он же и говорил за робота.
При создании редких компьютерных эффектов в «Интерстелларе» дизайнеры опирались на рекомендации Кипа Торна. Особое внимание в фильме было уделено изображению сверхмассивной черной дыры Гаргантюа — ее визуализация была создана на основе теоретических выкладок физика и ее коллег, изложенных в научных статьях, а вскоре их правоту подтвердили первые изображения настоящих черных дыр.
Кадр с черной дырой из фильма и первый в истории снимок черной дыры (сверхмассивной черной дыры в центре галактики М87), полученный в 2017 году и обнародованный в 2019-м
- Источник:
- kinopoisk.ru, Event Horizon Telescope, CC BY 4.0, via Wikimedia Commons
— По-настоящему потрясающе, что нам удалось показать, насколько реальная Вселенная более странная, чем можно было бы представить —
Где снимали «Интерстеллар»
Сцены на Земле
События в «Интерстелларе» поначалу разворачиваются в США. Хотя точное местонахождение фермы Купера в фильме не раскрывается, предположительно, она находилась в штате Колорадо, так как главный герой и его дочь довольно быстро доезжают до реально существующего военного бункера в горе Шайенн, где по сюжету находилась новая штаб-квартира NASA. Однако в реальности большинство земных сцен «Интерстеллара» снималось в окрестностях канадского города Калгари (провинция Альберта).
Кадр из фильма и поля Альберты
- Источник:
- Extractor / YouTube, Ric Matkowski via Unsplash
Школа, в которой скептически настроенному Куперу говорят, что его дочь должна стать фермером, тоже находится в провинции Альберта — в живописной деревушке Лонгвью.
Школа, в которой училась Мёрф на кадре из фильма и на панораме сервиса Google Maps (101 Morrison Rd, Longview, AB T0L 1H0)
- Источник:
- Кадр из фильма, Google Maps
Неподалеку от Лонгвью, находилась и ферма Купера. Дом специально для съемок построили с нуля. Однако увидеть его уже не получится, через некоторое время после завершения работы над фильмом домик снесли.
Принадлежавшее семье Купера поле засеяли кукурузой специально для съемок. Нолан уже проворачивал подобное, когда продюсировал «Человека из стали» (2013), поэтому вырастить 200 гектаров кукурузы оказалось для него несложной задачей. Более того, после съемок с поля собрали урожай и выгодно его продали, покрыв небольшую часть бюджета «Интерстеллара».
Сцену, в которой Купер и его дети гонятся за потерявшим управление беспилотником, снимали с вертолета. Его пилот буквально вел автомобиль в нужном направлении, чтобы тот не потерялся среди зарослей кукурузы
- Источник:
- Кадр из фильма, Paramount Movies/YouTube
К северо-востоку от Лонгвью, в городке Окотокс, находится стадион Seaman Stadium. Именно там в фильме проходил бейсбольный матч, который прервала одна из пыльных бурь.
Кадр из фильма и вид сверху на стадион в Окотоксе (256 Don Seaman Way, Okotoks, AB T1S 1A5)
- Источник:
- Кадр из фильма, Lcoutts, CC0, via Wikimedia Commons
Когда Купер попадает в центр космических исследований NASA, мы на самом деле видим интерьер отеля Westin Bonaventure Hotel & Suites в Лос-Анджелесе (штат Калифорния). Киношники любят его за необычные, похожие на пещеру помещения с круговыми балконами. В отеле снимались такие фильмы, как «Правдивая ложь» (1994) Джеймса Кэмерона, «Человек тьмы» (1990) Сэма Рэйми и «Человек дождя» (1988) Барри Левинсона.
Сцены на других планетах
Для натурных съемок двух из трех показанных в фильме планет команда «Интерстеллара» на пару недель отправилась на юго-восток Исландии — пейзажи этого острова многие заслуженно называют внеземными. Мастерство режиссера, который уже работал в Исландии на съемках фильма «Бэтмен: Начало» (2005) помогло усилить это ощущение: волнообразные холмы, массивные ледники и пустынные равнины в «Интерстелларе» заставляют поверить в существование удивительных иных миров. Третью далекую планету снимали в США.
Планета Миллер (планета-океан)
Первая планета, на которой высаживаются Купер и его команда, полностью покрыта мелким океаном. Она безжизненна и очень опасна из-за гигантских приливных волн. А еще герои выясняют, что за один час на этой планете на Земле проходит семь лет.
Съемки этих сцен проходили в труднодоступной низине Мафабот, расположенной между рекой и океаном недалеко от города Киркьюбайярклёйстюр, в котором разместилась команда проекта. Именно там Нолан и его команда нашли нужный им мелкий и при этом достаточно большой водоем.
Актеры вынуждены были работать в холодной воде — Энн Хэтэуэй так и вовсе ощутила на себе все «прелести» переохлаждения из-за протекшего скафандра. А вот для создания гигантских волн Нолану все же пришлось использовать компьютерную графику.
Планета Манна (ледяная планета)
Сцены на ледяной планете, где по сюжету в криосне находится доктор Манн (Мэтт Дэймон), снимались на леднике Свинафеллсйёкюдль, который находится в национальном парке Ватнайёкюдль и представляет собой язык одноименного парку огромного ледника. Здешние суровые пейзажи отлично передали атмосферу замерзшей планеты.
Кадр из фильма и вид на ледник в 2025 года
- Источник:
- kinopoisk.ru, M&MPhoto via Legion Media
Планета Эдмундса (каменистая планета)
Пригодная для обитания планета, показанная в финале фильма, стала последним пристанищем астронавта Эдмундса. Подходящий ландшафт съемочная группа нашла недалеко от Лос-Анджелеса — в окрестностях местечка Люцерн-Вэлли.
«Интерстеллар» определенно относится к тем фильмам, которые интересно пересматривать время от времени, подмечая новые и неожиданные детали. А еще, как и другие хорошие научно-фантастические ленты, он делает науку немного ближе к широкой аудитории и пробуждает в зрителях живой интерес к ней — возможно, благодаря «Интерстеллару» мы хоть немного, но приблизились к тому, чтобы эта фантастика однажды стала реальностью.