В 1692 году в пуританском Салеме, штат Массачусетс, началась охота на ведьм — всемирно известный судебный процесс, в ходе которого в колдовстве обвинили около 200 человек. 19 обвиненных были казнены, один умер под пытками. История салемского процесса, впоследствии признанного незаконным, обросла множеством мифов. Главные заблуждения о ведьмах Салема — в материале Vokrugsveta.ru.
Начало массовой истерии положили дочь и племянница местного пастора: 9-летняя Элизабет Пэррис и 11-летняя Эбигейл Уильямс. У девочек появились странные симптомы: они кричали, изгибались в неестественные позы, не могли слушать проповедь. Врач поставил диагноз: «одержимость дьяволом».
Девочки обвинили в колдовстве рабыню семейства пастора, а спустя некоторое время стали появляться новые «заболевшие» и новые «ведьмы», разбираться с которыми губернатор штата поручил суду. Процесс продолжался почти год, до мая 1693 года, когда было принято решение помиловать всех обвиненных. Только спустя пять лет судьи назовут свои решение по этому делу ошибочными.
Миф № 1: ведьм сжигали
Самое популярное заблуждение о салемском процессе над ведьмами заключается в том, что обвиненных в колдовстве сжигали заживо. Массовость этого мифа объясняется, скорее всего, невольной ассоциацией с европейскими охотами на ведьм, в ходе которых «приспешников дьявола» действительно жгли на кострах. Однако пуритане Салема решали проблему «колдовства» иначе: «ведьм», которые давали признательные показания под пытками, отправляли на виселицу.
Всего было повешено 19 человек, причем, вопреки не менее распространенному мифу о том, что ведьмы — это только женщины, пятеро казненных были мужчинами.
Но был и шестой мужчина, ставший жертвой салемского суда, — 81-летний фермер Жиль Кори. Его смерть была особенно мучительной: в стремлении выдавить из обвиняемого признание его подвергли жуткой пытке с красивым французским названием peine forte et dure. На грудь Кори положили доску с тяжелыми камнями, количество которых постепенно увеличивали. Пытка продолжалась два дня, после чего обвиняемый умер, так и не признавшись в колдовстве. Существует предположение, что он до последнего отрицал вину, опасаясь за судьбу своей фермы: ведь имущество казненных должно было быть конфисковано.
Миф № 2: обвиняли только людей
Казалось бы, что может быть логичнее утверждения о том, что ведьмы и колдуны — это люди? Но жители и судьи Салема даже в этом вопросе смогли проявить свою поразительную фантазию: по делу о «колдовстве» проходили как минимум две собаки.
Первую «собаку-ведьму» обвинили в том, что она околдовала одну из юных жительниц Салема. Вторая же, по предположению обвинителей, находилась под влиянием сбежавшего «колдуна». Животные были приговорены к смерти.
Миф № 3: все священники поддерживали охоту на ведьм
Такая широкая кампания по борьбе с темными силами должна была получить поддержку всех пуританских священников, подумаете вы, и окажетесь неправы. Некоторые представители церкви выступали против салемского процесса, и не для всех из них это закончилось хорошо.
В числе обвиненных в колдовстве неожиданно для всех оказался бывший пастор Джордж Берроуз. Донос на священника составили его враги из прихода, которым он задолжал денег. Мужчину обвинили, в частности, в подъеме тяжестей, невозможном без вмешательства темных сил.
В итоге Берроуза повесили. Суд не остановили ни просьбы прихожан смягчить приговор, ни даже то, что бывший пастор смог без запинки прочитать молитву, хотя сторонники дьявола такого уметь не должны.
Миф № 4: единственная причина — религиозная
Некоторые ошибочно полагают, что причиной салемских судов стала строгая религиозность населявших город пуритан, однако это лишь капля в море. Началу массовой истерии в Салеме предшествовала череда холодных зим, вызвавших неурожай, а также эпидемия оспы. Кроме того, в город прибывали беженцы, пытающиеся скрыться от войны Британии и Франции в американских колониях, а сами местные жители постоянно ожидали атак от живущих неподалеку индейских племен.
Свою роль сыграла и общая социальная раздробленность Салема, который состоял из двух частей — городской и деревенской. При этом деревню населяли в основном бедные фермеры, зарабатывавшие на жизнь выращиванием сельскохозяйственных культур в каменистой почве. Городская часть Салема, напротив, процветала, значительную часть ее населения составляли богатые купцы, наслаждающиеся финансовыми преимуществами торговли с Лондоном.
При этом внутри деревенского сообщества также наблюдался диссонанс: живущие ближе к городской части зачастую становились торговцами и поддерживали экономические изменения, предлагаемые городом, в то время как фермеры, жившие далеко от этого процветания, считали мирское существование и богатство городской части угрозой для их пуританский ценностей.
Фермерам не нравилось, что находящиеся в продовольственной зависимости от деревни горожане устанавливали цены на урожай и собирали налоги, поэтому значительная часть деревенских жителей выступала за независимость от города.
Миф № 5: процесс затронул только Салем
Преследования «ведьм» ассоциируются в первую очередь с Салемом, который был эпицентром кризиса, однако этот процесс затронул и другие города Массачусетса. В числе обвиненных были также жители Топсфилда, Бостона и Андовера, куда по приглашению местного жителя прибыли девушки-обвинительницы из Салема.
Причем Андовер мог пострадать от охоты на ведьм даже больше, чем Салем: по некоторым данным, в этом небольшом городе в колдовстве был обвинен практически каждый десятый житель. Зачастую обвинения против «ведьм» выдвигали члены их же семей, жители Андовера признавались, что заключали соглашения с дьяволом и посещали «дьявольские встречи». Старший пастор города также признавался, что сам был связан по меньшей мере с 22 ведьмами.
Миф № 6: установлена медицинская причина поведения «одержимых»
Прошло уже больше трех сотен лет после салемского процесса, но причина странного поведения девочек, начавших массовую истерию, так и не установлена. Самой популярной версией стало отравление детей хлебом, пораженным спорыньей, — этот грибок может вызывать галлюцинации. Однако данное предположение уже опровергли, ведь оно не выдерживало критики: в условиях, когда пищу между собой делила вся семья, отравление только девочек было бы невозможно.
По некоторым предположениям, первые обвинительницы могли страдать болезнью Гентингтона или летаргическим энцефалитом, но подтверждений у таких теорий нет. Нельзя исключать и то, что девочки могли просто «заиграться»: в суровых пуританских семьях у детей не было даже игрушек, так как они считались бесполезными.
В 1706 году одна из зачинщиц процесса — Энн Патнем — принесла извинения за ту роль, которую она сыграла в произошедшем. При этом свои мотивы она не объяснила, сказала лишь, что в заблуждение ее ввел дьявол.
Остальные две девочки никаких сохранившихся в истории заявлений о салемской охоте на ведьм не делали, одна из них, Элизабет Пэррис, вышла замуж и переехала в Конкорд, где прожила до 77 лет. Последние свидетельства о второй зачинщице, Эбигейл Уильямс, датированы 3 июня 1692 года, ее дальнейшая судьба неизвестна.
Материал опубликован в июне 2021, частично обновлен в июне 2024