Международная группа ученых раскрыла новые детали процесса бальзамирования тел умерших во времена Древнего Египта. Оказалось, что древние египтяне широко использовали субстанции, которые доставляли из других регионов Африки, Южной Европы и даже Юго-Восточной Азии. А для каждой части тела покойника предназначалась особая смесь веществ. Статья исследователей
Все это стало известно после того, как ученые провели химический анализ органического осадка на дне 35 сосудов, найденных в подземном помещении для бальзамирования и соседних погребальных камерах в Саккаре — крупнейшем древнеегипетском некрополе. Мастерская бальзамировщиков, датируемая 664–525 годами до нашей эры, была обнаружена здесь в 2016 году.
На каждом из сосудов присутствовали надписи с названиями субстанций и/или с инструкциями по их применению (например, «нанести на голову»). Причем для бальзамирования головы, тела, внутренних органов, для пропитки тканей, которыми обертывали тело умершего, использовались разные составы.
На пяти сосудах присутствовала надпись «антиу». До сих пор считалось, что так египтяне называли мирру, благовонную смолу одного из видов деревьев, произрастающих в Африке и на Аравийском полуострове. Однако химический анализ показал, что антиу — это масла́ (смо́лы) кедра, можжевельника или кипариса, смешанные с животными жирами.
На трех других сосудах была найдена надпись «сефет». До сих пор египтологи не знали, из чего состоит эта применявшаяся в древнеегипетских ритуалах благовонная масляная субстанция. Оказалось, что это смесь животного жира и растительных ингредиентов. В двух сосудах животный жир был смешан с маслом (смолой) можжевельника или кипариса, а в третьем сосуде — с элеми, ароматной смолой деревьев, произрастающих в тропиках Африки и Юго-Восточной Азии.
Еще один неожиданный ингредиент, входивший в составы для бальзамирования, — даммар, смола деревьев, растущих в Индии и Юго-Восточной Азии. Присутствие элеми и даммара в смесях для бальзамирования стало для египтологов сюрпризом.
Также в сосудах были обнаружены следы смолы фисташкового дерева, касторового масла, пчелиного воска и битума.
Многие из этих органических веществ имеют антимикробные и противогрибковые свойства. Древнеегипетские бальзамировщики, даже не подозревая о существовании бактерий и других микроорганизмов, точно знали, какие субстанции нужны, чтобы тело покойника хорошо сохранилось, отмечают ученые.
Удивительно и то, что большинство средств, необходимых для мумификации, оказались неегипетского происхождения. Их география впервые дает представление о той разветвленной системе торговых путей, связывавших Древний Египет с регионами Северной и Центральной Африки, Средиземноморьем и Юго-Восточной Азией.
Ранее археологи объяснили, зачем в грудную клетку «золотого мальчика» при бальзамировании положили скарабея.