«Вокруг света» рассказывает о нескольких необычных ритуалах, которые практиковались в Китае, Южной Америке и России.
Пасть ниц перед императором
В Китае император воспринимался как Сын Неба, поэтому при дворе существовала церемония коутоу, суть которой состояла в демонстрации покорности властителю. Подданные и даже иностранные дипломаты были обязаны трижды пасть на колени и девять раз бить челом о пол. Это действие исполнялось не только в присутствии императора, но также и перед его изображением, дворцом и даже при оглашении указов. Причем кланявшийся должен был всем своим видом выказывать почтение к высочайшей особе.
Иностранные послы, которых в Китае считали представителями варварских народов, также должны были совершать коутоу, показывая тем самым, что подчиняются императору Поднебесной, признают его превосходство и власть над собой и своими государствами. Неудивительно, что некоторые дипломаты отказывались преклонять колени, считая ритуал унизительным. В частности, русский дипломат Федор Байков, направленный в Китай в 1654 году, отказался совершать коутоу. Свой поступок он объяснил тем, что не желает унизить царя Алексея Михайловича. В итоге Байкову пришлось покинуть Китай, так и не добившись аудиенции императора.
В начале XIX века другой русский посол, Юрий Головкин, не согласился кланяться портрету императора и заявил, что никогда не преклонит колени перед чужим царем или его изображением. Впрочем, не все дипломаты были столь категоричны: некоторые соглашались с заведенным при китайском дворе порядком.
Похожие церемонии существовали в Персии, Японии, России и многих других странах, но они, как правило, не были обязательны для иностранных послов.
Кровопускание во благо подданных
На другом конце света, у индейцев майя, фигура правителя тоже была священна, и ему воздавались всевозможные почести. Но одна из церемоний обязывала самого правителя майя пролить свою кровь на благо народа. Для этого правителю надлежало некоторое время голодать в уединении и в молитвах дойти до состояния экстаза. Затем правитель прокалывал себе мочки ушей, язык или крайнюю плоть ритуальным инструментом и ждал, когда кровь окрасит специально приготовленную белую древесную бумагу. Когда бумага намокала, правитель в белом одеянии, перепачканном кровью, поднимался вверх по лестнице храма. Сожжение окровавленной бумаги завершало этот ритуал.
Майя верили, что таким способом правитель добивается милости богов, поддерживает в порядке все мироустройство и приносит благо народу. Считалось, что жертвенная кровь могла повлиять на итог войны, обеспечивала хороший урожай и даже сохраняла порядок движения солнца и планет.
Как отмечал монах Диего де Ланда, кровопускание совершали и подданные правителя: «В одних случаях они приносили в жертву собственную кровь, разрезая уши кругом лоскутами и так оставляли их в знак [жертвы]. В других случаях они протыкали щеки либо нижнюю губу, или надрезали части своего тела, или протыкали язык поперек с боков и продевали через отверстие соломинку с величайшей болью», — писал он. Но как бы велики ни были жертвы и страдания простых людей, жертвы правителя значили куда больше, что поднимало его авторитет.
Наряд по велению государыни
В России царь считался божьим помазанником, и с его персоной было связано множество сложных церемоний и правил. При встрече с государем вельможа обязан был сделать поклон, встать на одно колено и поцеловать его руку, а после отойти, не оборачиваясь. Первому начинать говорить с монархом считалось дурным тоном.
Неотъемлемой частью придворных ритуалов были пышные балы и маскарады. Большой любительницей этих торжеств слыла императрица Елизавета. При ней они были столь же обязательны, как и военные парады. Правила балов определяла сама императрица. Например, она указывала, какие прически следует делать дамам, в каких платьях приходить во дворец. Если Елизавета замечала, что какая-то из дам одета очень красиво, то запрещала ей появляться в этом наряде. Доходило до того, что женщинам вообще не позволялось второй раз приходить в том же наряде — на платья после бала сразу ставились специальные печати.
Также были регламентированы маскарадные костюмы. Один из елизаветинских указов гласил: «Платья перегримского и арлекинского чтоб не было, а кто не дворянин, тот бы в оный маскарат быть отнюдь не дерзал». Участников маскарада проверяли гвардейцы. Елизавета заставляла мужчин наряжаться в женское платье, а женщин в мужское. Отказываться от участия в таких церемониях было просто нельзя. Ослушники рисковали попасть в немилость.
Впрочем, незавидная судьба ждала нарушителей придворных ритуалов не только в России: во всех странах к ним применялись самые суровые меры, чтобы отвратить людей от мысли покуситься на незыблемость дворцовых устоев.