Сотканный из камня: что необычного во флаге Китая, который установили на темной стороне Луны?

Государственный символ КНР появился на спутнике Земли

Обсудить

Xi's Moments

Государственный флаг Китая был впервые развернут на таинственной обратной стороне Луны, которую мы не видим с Земли. Красное полотно с пятью звездами размером примерно с лист А4 и весом 11,3 грамма на спутник доставила китайская беспилотная миссия «Чанъэ-6». Как сообщили ученые Уханьского текстильного университета, флаг буквально соткали из камня: волокна для него получены из базальта — вулканической породы, собранной на Луне в предыдущее посещение.

Местные ресурсы

Посадочный модуль автоматической межпланетной станции «Чанъэ-6» прилунился в начале июня в одном из самых больших ударных кратеров Солнечной системы — бассейне Южный полюс — Эйткен на юге обратной стороны спутника. Его задачей было собрать и отправить на Землю образцы грунта.

Аппарат также привез с собой особо стойкий к экстремальным лунным условиям государственный флаг КНР. Мини-луноход, отделившийся от модуля сразу после прилунения, сфотографировал ярко-красное полотно на небольшом флагштоке.

Инженеры лунной программы рассказали Центральному телевидению Китая, что для создания флага было решено использовать базальт — вулканическую породу, распространенную на поверхности Луны и на Земле. Это согласуется с принципом in situ utilization — использования местных ресурсов. В данном случае сырье взяли из образцов пород, собранных на Луне и привезенных на Землю предыдущей китайской миссией «Чанъэ-5».

По словам ученых, грунт с ближней стороны Луны в основном состоял из базальта. Задачей команды было придумать, как превратить породу в «высокоэффективное неорганическое волокно». Сложность заключалась в том, что это гладкий и хрупкий материал, из которого предстояло выполнить ткань, а затем еще и окрасить его так, чтобы он сохранял цвет.

Посадочный модуль миссии «Чанъэ-6».

CNSA via news.cgtn.com

Выдержит лунную погоду

Не с первой попытки, но команде удалось получить желаемые ультратонкие волокна из композитного материала, 62% в котором составлял базальт. Затем волокна скручивали в нити, из которых изготавливалась ткань. Ученые не раскрывают подробностей обработки, но сообщают, что специальными физическими и химическими методами были повышены эксплуатационные характеристики ткани.

«После этого мы приступили к лазерной резке, подравниванию и шитью, в результате чего был изготовлен национальный флаг», — добавил Ван Юньли.

Специалисты отметили, что процесс окрашивания флага требовал особого подхода. Были разработаны специальные формула и пигмент, адаптированные к экстремальным условиям, которые предстояло выдержать полотну при выходе аппарата на орбиту, посадке и на самой Луне.

В то время как обычные материалы будут непригодны для таких испытаний, базальтовое волокно показало превосходные свойства изоляции, радиационной и коррозийной стойкости, а также устойчивость к воздействию особенно высоких и низких температур.

Зачем Китай собирается устанавливать на Луне камеры видеонаблюдения, Vokrugsveta.ru объяснял в этой публикации.