Игоря Стравинского можно назвать главным адептом русской музыки из когда-либо существовавших. При этом он больше чем какой-либо другой композитор ХХ века повлиял не только на отечественную, но и на мировую культуру. Vokrugsveta.ru вместе с музыковедом Анной Виленской рассказывает, как Стравинский начал революцию в музыке и кого он вдохновлял своим творчеством.
Весна скандальная и революционная
Многие критики небезосновательно полагают, что ХХ век в музыке начался не в 1901-м, а 29 мая 1913 года, когда в парижском театре Елисейских полей прошла премьера революционного балета Игоря Стравинского «Весна священная». Представленный в рамках «Русских сезонов» Сергея Дягилева балет вызвал едва ли не самый большой скандал в истории музыки.
Оторопь взяла зрителей уже при первых аккордах. Затем открылся занавес и они увидели смелые декорации и костюмы работы Николая Рериха. Не меньший шок у публики вызвала новаторская хореография Вацлава Нижинского: дикие пляски в обрядовых славянских платьях под столь же дикую музыку были далеки от традиционных изящных па, к которым привыкли парижские ценители балета.
Вскоре в зале началось настоящее светопреставление. Некоторые утонченные зрители жаловались, что у них разболелись зубы и просили позвать врача. Пожилые дамы в партере громко называли происходящее на сцене издевательством. «Молчите, вы, девки 16-го», — кричали в ответ молодые поклонники Стравинского, имея в виду 16-й округ Парижа, в котором жили проститутки. В середине спектакля на сцену полетели бинокли, программки и веера, а утихомиривать участников завязавшейся в зале потасовки пришлось полицейским. Некоторым казалось, что постановка провалилась, но это была первая реакция на революционные перемены в музыке, провозвестником которых стал Игорь Стравинский.
В «Весне священной» он отошел от привычных канонов балета, позволив себе эксперименты с тональностью, ломаным ритмом и диссонансами. Стравинский показал другим музыкантам путь к раскрепощению. Так наступила новая эпоха — после премьеры «Весны священной» молодые эпатажные композиторы по всему миру постепенно начали выносить свое творчество на публику. Надо сказать, что эта революция свершилась быстро — уже в 1914 году исполнение «Весны священной» на симфоническом концерте в Париже вызвало бурные овации.
В 2013 году в Париже отметили столетие со дня премьеры «Весны священной» приближенной к версии 1913-го постановкой балета в исполнении оркестра и труппы Мариинского театра
«Весна» с «Фантазией»
С момента скандальной премьеры «Весну священную» с успехом ставили многие именитые балетмейстеры. Смелый эксперимент Стравинского вдохновлял и представителей других творческих профессий. Например, музыку из «Весны священной» можно услышать в полнометражном мультфильме Уолта Диснея «Фантазия» (1940). Также в нем звучат произведения Баха, Бетховена, Чайковского, Мусоргского и других композиторов.
Музыку из балета о жертвоприношении древних славян Дисней использовал в качестве саундтрека для одной из девяти частей «Фантазии». В ней
В 1999 году студия «Дисней» выпустила сиквел «Фантазии», созданный с применением современных технологий. В «Фантазии 2000» тоже звучит музыка Стравинского: создатели мультфильма использовали оркестровую сюиту, написанную композитором в 1919 году на основе балета «Жар-птица».
В современном диснеевском мультфильме под звуки сочинения Стравинского лесная фея возрождает лес, уничтоженный пробужденным ею же духом огня
Композитор — это звучит гордо!
Сергей Рахманинов прожил жизнь отшельником — судить о его личности можно лишь по музыкальному наследию композитора. О любовных предпочтениях и творческих муках Петра Чайковского мы знаем в основном из его писем и воспоминаний современников. Стравинский же, в отличие от своих коллег, очень много выступал на публике, давал интервью, представляя профессию «лицом». Вполне возможно, что сегодня он с удовольствием принял бы приглашение Юрия Дудя (признан Минюстом РФ иностранным агентом в 2022 году) и несколько часов отвечал на вопросы въедливого интервьюера о музыке и не только.
Стравинский ввел моду на композиторство. Он не стеснялся выполнять коммерческие заказы: писал музыку для голливудских фильмов (хотя с кинематографом отношения у него всё же не сложились) и постановок на Бродвее. В этом на него равнялись и другие музыканты.
Фортепиано как ударник музыкального производства
В XIX веке рояль был исключительно гармонически-мелодическим сольным инструментом. Стравинский решил использовать все возможности молоточков, извлекающих звук из струн инструмента. Эта затея была блестяще реализована в «Свадебке» — произведении, которое композитор назвал «Русские хореографические сцены с музыкой и пением».
Стравинский написал «Свадебку» для нескольких солистов, хора, ударных инструментов и четырех фортепиано. Последние также, когда это было необходимо, выполняли функции литавр и колокольцев, претендуя на способность заменить весь оркестр.
Премьера «Свадебки» состоялась в 1923 году. На этом видео запечатлена первая картина балета («Коса») в исполнении труппы Пермского театра оперы и балета. По ней вполне можно оценить замысел Стравинского с фортепиано
Кубист от музыки
Ранний Стравинский — авангардист и бунтарь. Его «Весна священная», обнулившая всё, что было до нее, стала своего рода «Чёрным квадратом» в музыкальном мире. Поздние произведения Стравинского также угловатые, графичные. В них музыка не просто ходит по кругу, а образует четкие линии, переходящие в квадраты и треугольники. Это настоящий кубизм, только выраженный не красками, а нотами.
Неудивительно, что Стравинский оказал влияние на Пабло Пикассо. Два мастера познакомились в 1917 году в Риме, а вскоре им довелось вместе поработать над камерным балетом «Пульчинелла» (1920), спродюсированным Сергеем Дягилевым для «Русских сезонов». Пикассо готовил декорации для этого произведения — создавая эскизы к «Пульчинелле», он часами слушал музыку Стравинского, чтобы пропитаться эстетикой его образов.
«Что же касается Пикассо, то он сотворил настоящее чудо, и я затрудняюсь сказать, что меня, восхитило больше — краски, пластика или же удивительное сценическое чутье этого замечательного человека», — делился Стравинский впечатлениями о «Пульчинелле».
Читайте другие материалы Vokrugsveta.ru о выдающихся композиторах:
Наше всё от музыки: почему Петр Чайковский — не гений, но выдающийся европейский композитор.
«Махровый авангард»: как Арнольд Шёнберг создал новый музыкальный язык, который так никто и не понял.
Виртуоз смычка и шпаги: как гениальный музыкант Жозеф Болонь незаслуженно оказался в тени Моцарта.
Демиург новой Вселенной: 4 факта об Александре Скрябине, которые вас удивят.
Рок по классике
Музыка Стравинского и спустя десятилетия влияла на развитие новых жанров. К примеру, классик американского рок-авангарда Фрэнк Заппа на протяжении всей жизни оставался фанатом Игоря Стравинского. Именно русский композитор вдохновил рокера на его дебютный альбом Freak Out!, записанный в составе группы The Mothers of Invention в 1966 году.
Вторая пластинка Заппы (Absolutely Free), вышедшая годом позже, и вовсе в немалой степени состоит из цитат и отсылок к Стравинскому. Например, в песне Status Back Baby слышна увертюра к балету «Петрушка», а в The Duke Of Prunes звучит «Колыбельная» из «Жар-птицы».
Песня Status Back Baby Фрэнка Заппы
«Современная музыка — это самая интересная из когда-либо написанной музыки, и настоящий момент — самый волнующий в истории музыки. Так было всегда. Точно так же, почти вся современная музыка плоха, и это было всегда», — сказал как-то Игорь Стравинский, дав меткую характеристику не только музыке, но и искусству в целом.