Многие знают, что тетрис изобрел советский программист Алексей Пажитнов. Но идея принадлежит не ему: в 1985-м Пажитнов оцифровал «Пентамино» — игру в кубики, по которой сходила с ума вся Москва,
Задача игрока в «Пентамино» заключалась в том, чтобы собрать в коробке фигуры из разных элементов, очень похожих на привычный нам тетрис.
Пажитнов слегка изменил внешний вид фигур и добавил их в простую компьютерную программу. Цифровизация позволила добавить «сгорание» выстроенного ряда.
Все гениальное просто — это утверждение вполне применимо к тетрису, иначе он бы, вероятно, не захватил миллионы умов.
Изобретение Пажитнова разошлось внутри сообщества программистов социалистических стран. Однажды в Венгерском институте проблем кибернетики тетрис увидел англичанин Роберт Штайн. Он решил выкупить идею за 10 тысяч долларов и 75% от продаж игры.
Получив предварительное согласие, Штайн отправился на заключение сделки в Москву. Тем временем тетрис уже начали готовить к запуску в крупнейшей британской компании Mirrorsoft и в Spectrum Holobyte в США.
Между тем, на Западе все-таки решают выпустить игру, в пиратской копии, без авторских прав. Тетрис появился в продаже в рождественские каникулы 1987–1988 годов.
Американцы решили сделать ставку на популярность СССР и упаковали игру в красную коробку с видом собора Василия Блаженного и серпом вместо буквы «с» в названии. Развлечение рекламировали как «первый прорыв железного занавеса». Тетрис быстро завоевал рынок видеоигр.
В заставке программы над Красной площадью летел самолетик, который тащил за собой надпись «Тетрис».
В Советском Союзе посчитали ход намеренной провокацией и отсылкой к приземлению Матиаса Руста на Красной площади. Однако права на тетрис на Западе все-таки получили.
Поклонники тетриса в США шутили друг над другом: «КГБ смотрит за тобой!» Ходили байки, будто игра — тайное оружие, разработанное в советских лабораториях для дестабилизации американских офисов.
А пока тетрис завоевывал сердца всего мира, в «Электроноргтехнике» шла борьба за авторские права. Благодаря грамотно составленным контрактам советская сторона извлекла из сделок максимальную выгоду. Часть прав на тетрис ушла британской компании Mirrorsoft за 500 тысяч долларов.
Но намного популярнее стал не компьютерный тетрис, а версия на приставке Game Boy, выпущенная японской фирмой Nintendo. А спустя два десятка лет тетрис поселился и в смартфонах.
Тетрис называют дзен-игрой — не нужно ни с кем воевать, не требуется никуда бежать. Все фигуры, которые удалось расположить ровно, сгорают — точно так же неизбежно уничтожается буддийская мандала, которую делают из песка на полу храма. Игра может быть очень долгой, а может оборваться от случайной ошибки, как жизнь.