31 августа 1986 года в Цемесской бухте стремительно утонул пароход «Адмирал Нахимов», который, несмотря на свой почтенный возраст, считался гордостью советского пассажирского флота. В прессе трагедию небезосновательно сравнивали с гибелью печально известного «Титаника». Vokrugsveta.ru рассказывает историю катастрофы, которая погубила «Адмирала Нахимова» и унесла сотни жизней.
Пароход с богатым прошлым
История судна «Адмирал Нахимов» напоминает богатую и весьма противоречивую биографию незаурядной личности. Этот пассажирский пароход был построен в Бремене и спущен на воду в марте 1925 года под названием «Берлин». В сентябре того же года «Берлин» начал выполнять регулярные трансатлантические рейсы по маршруту Бремерхафен — Нью-Йорк. В ноябре 1928-го пароход участвовал в спасении людей с английского судна «Вестрис», затонувшего у берегов США.
В начале 1930-х мировой экономический кризис, порожденный Великой депрессией в США, привел к снижению пассажиропотока на трансатлантических рейсах, поэтому немецкий лайнер стал чаще курсировать по Средиземному морю, также он заходил на остров Мадейра и в Норвегию.
Незадолго до начала Второй мировой войны «Берлин», как и ряд других пассажирских судов был перепрофилирован в плавучий госпиталь и уже в августе 1939 года поступил в распоряжение германского военного флота. Всего лишь месяцем ранее на судне произошла крупная авария с человеческими жертвами — взрыв котла унес жизни 17 механиков, десятки человек получили серьезные ожоги.
В дальнейшем пароход без происшествий перевозил раненых немецких солдат, пока в конце января 1945 года, когда участь нацистской Германии была предрешена, «Берлин», принимавший участие в операции по эвакуации заблокированных в Прибалтике подразделений вермахта, подорвался на двух морских минах и вскоре затонул на небольшой глубине в окрестностях города Свинемюнде (ныне Свиноуйсьце в Польше).
В 1946-м затонувший «Берлин» был обследован советскими водолазами, которые отметили, что корпус парохода за исключением поврежденных минами участков находится в хорошем состоянии и почти не пострадал от коррозии. В 1947 году судно со второй попытки удалось поднять со дна. Пароход сразу же переименовали в «Адмирала Нахимова» и привели в Кронштадт для ремонта. В 1949-м судно отправилось в ГДР, где проходило восстановление и переоборудование в течение восьми лет.
Флагман советского пассажирского флота
В 1957 году «Адмирал Нахимов» поступил в ведение Черноморского морского пароходства и был приписан к порту Одессы. В первый рейс под новым именем он отправился 8 июня.
С водоизмещением около 23,5 тыс. тонн и при длине 147 метров «Нахимов» стал тогда самым большим пассажирским судном во всем Черном море. Был он и одним из самых роскошных: на лайнере работали бассейн, рестораны, бары, библиотека, парикмахерская, музыкальный салон.
Интерьер парохода отличался изысканностью Неслучайно первый советский капитан «Нахимова» Николай Соболев сравнивал его с дворцом, постоянно стремился его улучшить — во многом его стараниями на пароходе были исправлены недочеты, оставшиеся после длительного ремонта.
Круизы на столь роскошном судне пользовались огромной популярностью. Здесь снимали телепередачи и фильм «Дамы приглашают кавалеров». Кроме рейсов по Черному морю, «Адмирал Наимов» ходил к берегам Африки, Кубы, бывал на Ближнем Востоке. Попасть в его экипаж мечтали многие моряки.
Но время шло и к началу 1980-х годов пароход, хотя и производил впечатление надежного и непотопляемого, но таковым не являлся из-за физической изношенности и несоответствия современным стандартам безопасности. Кроме того, по уровню комфорта он уже не мог тягаться с новыми лайнерами. И, хотя «Нахимов» оставался в эксплуатации, работа на нем для моряков Черноморского морского пароходства превратилась в своего рода наказание за различные провинности.
Последний рейс и крушение «Адмирала Нахимова»
В 1984 году на капитанский мостик «Адмирала Нахимова» взошел опытный моряк Вадим Марков. Именно он командовал кораблем летом 1986 года. 29 августа лайнер отправился из Одессы в очередной круиз до Батуми и обратно. К 31 августа пароход успел сделать промежуточные остановки в Ялте и Новороссийске. Вскоре после 22 часов 31 числа «Нахимов», на борту которого, согласно документам, находились 897 пассажиров и 346 членов экипажа (всего 1243 человека) вышел из порта Новороссийска и направился к выходу из Цемесской бухты.
Ничто не предвещало беды. Пассажиры наслаждались отдыхом: в музыкальном салоне шла дискотека, на одной из палуб играла живая музыка, в кинозале показывали новый художественный фильм.
Между тем, ко входу в Цемесскую бухту приближался 183-метровый сухогруз «Петр Васёв», которым командовал капитан Виктор Ткаченко. Диспетчер порта попросил его пропустить пароход «Адмирал Нахимов». Ткаченко согласился.
Капитан Марков, получив уведомление об этом, передал управление «Нахимовым» второму помощнику Александру Чудновскому и отправился в каюту. Чудновский периодически посматривал в бинокль на огни сухогруза. Он запросил пеленг у рулевого и получил ответ: «мы сближаемся». Затем он связался с мостиком «Петра Васёва» и высказал свою обеспокоенность. С сухогруза ответили, что все в порядке и подтвердили готовность пропустить «Нахимова», если он продолжит идти прежним курсом.
Капитан сухогруза Ткаченко вместо того, чтобы наблюдать за сближением своими глазами, следил за показаниями средства автоматической радиолокационной прокладки (САРП) и был уверен, что скоро произойдет «красивое расхождение» «Васёва» и «Нахимова» на близком расстоянии. Несмотря на свой опыт, он питал слабость к подобным эффектным маневрам и не сразу придал значение предупреждению третьего помощника Петра Зубюка о том, что кораблям грозит столкновение.
Промедление оказалось роковым. Когда Ткаченко последовательно скомандовал сбавить скорость, остановить машину и дать задний ход, столкновения было не избежать. Чудновский, стремясь предотвратить катастрофу, приказал изменить курс и взять левее, а капитан «Васёва» попытался направить сухогруз правее, но шедшее по инерции судно, которое все еще двигалось вперед, а не назад, руля не послушалось.
В 23 часа 12 минут на мостик «Нахимова» вернулся капитан Вадим Марков, но сделать ничего не успел. В ту же минуту «Петр Васёв» протаранил правый борт «Адмирала Нахимова» на скорости 10 километров в час. От удара пассажирский пароход содрогнулся. О том, что произошло, знали лишь члены экипажа на мостике, да пассажиры, гулявшие по палубе и успевшие разбежаться при приближении сухогруза. Хотя кое-где на лайнере люди попадали с ног, тревогу объявили не сразу.
Спустя минуту два судна расцепились. «Адмирал Нахимов» продолжал двигаться по инерции, кренясь на правый борт — в огромную пробоину, а затем и в открытые из-за жары иллюминаторы нижних палуб хлынула вода. Свет на пароходе погас, но команде удалось включить аварийное освещение, которое, впрочем, проработало лишь пару минут.
В 23 часа 20 минут, преодолев примерно 900 метров, «Нахимов» полностью затонул. Все это время люди в панике метались по пароходу. В погрузившихся во тьму коридорах началась давка. Кто-то пытался выпрыгнуть за борт, кто-то судорожно надевал спасжилет или дрался за него с соседями. В то же время многие пассажиры и члены команды сохраняли самообладание, спасали в первую очередь женщин и детей.
Капитан сухогруза Ткаченко быстро организовал спасение утопавших. Капитан порта Новороссийска Георгий Попов отдал приказ все судам отправляться к месту крушения. К спасательной операции быстро подключились пограничники, а также курсанты Новороссийского высшего инженерного мореходного училища.
В ту роковую ночь удалось спасти 820 человек. 423 человека с «Нахимова» (359 пассажиров и 64 члена экипажа) погибли. Смерть выбрал запершийся в каюте второй помощник Александр Чудновский, а вот капитан парохода Вадим Марков оставался на мостике «Адмирала Нахимова» до самого последнего момента и чудом выжил.
Капитанские судьбы
Трагедия «советского Титаника», затонувшего буквально в один момент, потрясла весь мир. Люди высказывали самые разные версии его гибели. Поговаривали даже, что капитан Марков имел тайный умысел уничтожить пароход. Родственники погибших требовали наказать виновных. Член Политбюро ЦК КПСС Гейдар Алиев даже обещал, что добьется расстрела одного из капитанов.
Тем не менее, следователь по особо важным делам Генпрокуратуры СССР Борис Уваров, как и положено профессионалу, в расследовании этого сложного дела постарался руководствоваться фактами, а не эмоциями. Не поддаваясь давлению, он предъявил капитанам Ткаченко и Маркову обвинение в преступлении, предусмотренном статьей 85 УК РСФСР («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта»).
Суд счел обвиняемых одинаково виновными в трагедии и назначил им наказание в виде 15 лет лишения свободы в колонии. Но спустя четыре года СССР распался. Оказалось, что два капитана отбывали наказание в двух разных государствах. В 1992 году президент России Борис Ельцин помиловал Вадима Маркова, а президент Украины Леонид Кравчук — Виктора Ткаченко, который к тому времени страдал психическим заболеванием.
Выйдя на свободу, Вадим Марков работал в Одесском пароходстве и умер в 2007 года от рака. Виктор Ткаченко также некоторое время жил в Одессе, но потом уехал в Израиль, где сменил фамилию и работал капитаном частной яхты. В 2003 году его жизнь оборвалась в результате кораблекрушения у берегов Канады.
В память о погибших на «Адмирале Нахимове» в селе Кабардинка в 1987 году открылся небольшой мемориал. Ежегодно 31 августа возле него проходят траурные мероприятия, в которых принимают участие друзья и родные жертв трагедии.