О том, что Вселенная расширяется, ученым известно еще с начала XX века. Однако постоянная Хаббла — величина, характеризующая скорость, с которой расширяется Вселенная — до сих пор является «головной болью» для астрономов. Дело в том, что два существующих метода оценки этой величины, по неизвестным причинам, показывают разные результаты. Один из этих методов — по вспышкам сверхновых (явление, при котором звезда взрывается, а затем медленно затухает) в удаленных галактиках, а второй — по реликтовому излучению, оставшемуся после Большого Взрыва.
Международная команда астрофизиков, статья которых
Как установили ученые, несмотря на всю сложность процессов, у взрыва килоновой, в отличие от сверхновой, сравнительно простые параметры, позволяющие очень точно рассчитать светимость (количество испускаемой электромагнитной энергии). Сравнивая яркость килоновой в момент взрыва с количеством света от вспышки, достигшим, спустя миллионы световых лет, Земли, ученые могут оценить постоянную Хаббла. Это объясняется тем, что свет, преодолевая космическое пространство, из-за расширения Вселенной теряет энергию с определенной скоростью.
Такой метод позволяет также оценить расстояние до точки слияния нейтронных звезд, а значит, и до галактик, в которых это произошло, стало быть, в целом подходит для оценки расстояний в космосе.
Астрофизики уже протестировали новый способ на килоновой, находящейся примерно в 140 световых годах от Земли. Полученная величина постоянной Хаббла оказалась близка к значению, полученному методом оценки реликтового излучения.
Ранее астрофизики рассказали, почему на заре Вселенной время текло в пять раз медленнее, чем сейчас.