Как родилось танго
Танец танго сформировался во второй половине XIX века в бедных портовых городских районах на границе Уругвая и Аргентины, в дельте реки Рио-де-ла-Плата. Население там состояло в основном из креолов и бедняков-иммигрантов — выходцев и из Европы, и с других континентов. В свободное от работы время они играли свою музыку, и в конце концов национальные мелодии слились в то, что позже стало называться танго. Музыкальных «родителей» у него не перечесть. В числе основных — и африканские ритмы тангано, и аргентинский танец милонга, и испанское фламенко, и гаванская хабанера.
Поднявшись из самых низов, из среды потомков черных рабов и пастухов-гаучо, искавших приключений в большом городе, танго имело скандальную репутацию. Его «местом обитания» поначалу были публичные дома и притоны, танцоры держались возмутительно близко друг к другу, их движения были слишком откровенны, а сопровождавшие музыку тексты нередко походили на фривольные куплеты.
В начале XX века танго было впервые представлено в Европе, в Париже, и имело оглушительный успех. Потом его увидели в Лондоне, Берлине, США, и наконец, в Российской империи. За десятилетия существования танго изменились его исполнители, появились новые стили. В 2009 году танец с берегов Рио-де-ла-Платы был включен в Список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.
Творческий импульс
Сегодня в разных странах мира проходит огромное количество танго-фестивалей и танго-марафонов, но колыбелью танго остается Аргентина. И если вы окажетесь в Буэнос-Айресе на одной из милонг (так называются вечеринки танго) даже в качестве зрителя, будьте уверены: вы не отведете глаз от танцпола до самого последнего движения.
«В других странах танцоры обычно двигаются в бит, не обращая внимания на паузы. На одной из милонг Буэнос-Айреса местный распорядитель обратил мое внимание на то, что вся ронда (танцующие в этот момент люди) одновременно замирала во время пауз. Так тонко аргентинцы знают и чувствуют эту музыку, поэтому для овладения танго очень важны уроки музыкальности», — рассказывает режиссер танцевальных фильмов Мила Комракова.
Занятия танцами после возвращения в Россию стали для Милы открытием, и чем дольше она присматривалась к танцу, тем больше узнавала — о себе, о мире, о музыке танго и самом танце. Ведь танго позволяет внимательно прислушаться не только к себе, но и к окружению. Погружаясь в мир музыки и партнера, даже самые импульсивные и нетерпеливые танцоры начинают улавливать малейшие нюансы души друг друга. А исполнители даже за считанные минуты танца проживают мелодию и визуализируют ее.
«Благодаря этому я научилась внимательнее слушать людей и вне танго, быть более терпеливой и доброжелательной. Танго — это сплошная импровизация, а значит, постоянный творческий импульс, который включается при звуках любой музыки. Для меня это очень ценно, и я благодарю танго за творческий огонь, который оно во мне разжигает», — делится Мила Комракова.
Огонь, о котором говорит Мила, оказался такой силы, что она решила посвятить себя танцевальному кино. Сегодня в ее послужном списке более десяти фильмов, а один из них,
Танец как герой киноленты
Танцевальные фильмы — это совсем не новое слово в кинематографе. Их истоки лежат еще в немом кино, герои которого двигались под аккомпанемент тапера, а весь смысл передавался жестами, которые подчас бывают гораздо выразительнее слов.
«Танцевальное кино сложное. Перед режиссером стоит очень необычная и интересная задача — без единого слова донести до зрителей свой замысел. Привлекает необходимость серьезной интеллектуальной работы. Да и красота пластики танцующих тел вдохновляет на многое», — объясняет Мила Комракова. По ее словам, короткий метр в отличие от полного метра или сериала позволяет захватить внимание зрителя и не отпускать его ни на мгновение. «Если драматургия фильма выстроена верно, то зритель сможет выдохнуть только в самом конце. Добиться этого не просто, но чрезвычайно заманчиво. Мне нравится ошеломлять зрителей неожиданным финалом», — признается режиссер.
На протяжении всей истории кинематографа танцевальные фильмы снимали в разных странах. И снимают до сих пор. В Аргентине, как одной из самых танцующих стран, также снимают танцевальное кино и проводят тематические фестивали. Правда, такого кино значительно меньше, чем игрового. А те фильмы, где главным танцем становится танго, и вовсе краснокнижная редкость.
«У этого есть множество причин. И конечно, главная — это финансы. Чтобы снимать танцевальное кино, конкурирующее с игровым, в него надо вкладывать столько же средств. И продюсерам проще вложиться в блокбастер. Хотя стало появляться много популярных фильмов, в которых задействуют танцы, а на телевидении есть интересные успешные танцевальные проекты. Будем надеяться, что такое замечательное направление искусства, как танцевальное кино, будет развиваться все больше, ведь у него есть широкая аудитория», — объясняет Мила Комракова.
При этом в танцевальном кино все точно так же, как и в игровом — есть и триллеры, и комедии, и короткий, и полный метр. «Вспомните знаменитый фильм режиссера Этторе Скола „Бал“. Полный метр, все происходит в танцевальном зале в течение многих лет, ни одного слова, а перед нами разворачивается мировая история. Вспомните советские фильмы Александра Белинского „Галатея“, „Анюта“ с блистательной балериной Екатериной Максимовой. Они тоже полнометражные, нарративные. Но есть и совсем иные танцевальные фильмы, не содержащие какой-то истории, а просто выражающие разные эмоции или даже состояние природы с помощью пластики человеческих тел».
По словам режиссера, на сегодняшний день нет четкого определения, что же такое танцевальное кино. Оно разнообразно, любой зритель может найти для себя что-то интересное. Что касается зрителей, это не обязательно только страстные поклонники танцев или конкретно танго. И еще эта аудитория, по мнению режиссера, очень чуткая и благодарная.
Чтобы принять участие в съемках танцевального кино, не обязательно быть профессиональным танцором. В зависимости от задачи, которую ставит режиссер, это могут быть и любители, и хорошо двигающиеся драматические актеры. «Актер должен не только подходить по внешним данным, по фактуре, но уметь танцевать в том стиле, который я выбираю для данного конкретного фильма. Но у нас есть такие замечательные разносторонние артисты. Мы ими гордимся и показываем их искусство на множестве мировых кинофестивалей», — рассказывает Мила Комракова.
Артисты в кадре Комраковой — всегда лучшие танцоры из Аргентины, Венгрии и России, за плечами которых победы на чемпионатах России, мира и Европы по танцам. Многие из них сами успешно преподают и уже воспитали целую плеяду талантливых танцоров. Стоит отметить, что сегодня танцевальных школ, где обучают танго, хватает и в России, и по всему миру.
Где танцевать танго в Буэнос-Айресе
Тем, кто по-настоящему влюблен в танго или хочет максимально им проникнуться, стоит хотя бы раз побывать в Буэнос-Айресе, а конкретно — в самом старом его районе, квартале Ла Бока. Именно на этом месте в 1536 году испанский конкистадор Педро де Мендоса основал Буэнос-Айрес. Здесь находился порт со всеми отсюда вытекающими — пьяные матросы, кутежи, криминал и проституция. Но считается, что именно здесь зародилось знаменитое аргентинское танго.
«Очень яркое впечатление производит этот живописный квартал с его разноцветными домами. Здесь жили бедные люди, и часто краски одного цвета на весь дом не хватало, со временем докрашивали другой краской. Так и появились разноцветные дома. Теперь это визитная карточка района. На улицах можно увидеть пары, танцующие танго. С ними фотографируются все туристы. Но лучше это делать днем, так как район к вечеру становится довольно опасным», — делится впечатлениями Мила Комракова.
Обязательными для туристов являются посещение многочисленных танго-шоу. Они сделаны на великолепном уровне и никого не оставляют равнодушными. А чтобы полностью прочувствовать дух танго, надо отправиться на милонгу. Естественно, в одном только Ла Бока танго не танцуют — милонги можно встретить в любой точке Буэнос-Айреса. Одни из самых известных из них — Confitería La Ideal, Salón Canning, El Beso и Niño Bien. И какую бы вы ни выбрали, знайте, что в ближайшую ночь вам будет точно не до сна. Самое раннее время окончания любой милонги — 4 утра. Последнее — около 6 утра. Город не спит, и вы не будете.
Confitería La Ideal — это кафе, основанное в 1912 году. Из Франции привезли люстры, из Чехии — кресла, из Италии — витражи, декоративные панели и мрамор для лестниц. Здесь можно и побаловать себя десертами, и посмотреть, как пары одна за другой направляются на танцпол. В блестящей атмосфере старинного здания это выглядит волшебно. Если и вы почувствуете в себе силы поразить всех своими движениями, присоединяйтесь к выступающим.
Salón Canning, расположенный на Avenida Scalabrini Ortiz в квартале Палермо, — это старый клуб танго, с баром и танцполом. Каждую ночь за милонги здесь отвечают разные организаторы. Здесь вы можете танцевать под живую музыку лучших оркестров и наслаждаться выступлениями выдающихся танцоров танго.
В доме танго El Beso на улице Riobamba милонги проходят каждый вечер 365 дней в году. Здесь царит особая энергетика, слегка сдобренная флером волшебства, а посетители говорят, что начинают влюбляться в танго, стоит им только переступить порог этого дома. Кроме того, здесь регулярно проходят фестивали и чемпионаты мира по танго, которые собирают тысячи танцоров со всей Аргентины.
Niño Bien в районе Сonstitución — одна из самых важных милонг, где участвуют профессионалы, а по четвергам так и вовсе собираются самые сливки мира танго. Здесь вы увидите танго во всем его блеске и великолепии. Единственный недостаток — здесь часто бывает не протолкнуться (но где на милонгах Буэнос-Айреса бывает по-другому?) — даже просторная гостиная то и дело оказывается переполненной. Милонга открывается в половине двенадцатого ночи, а с часу до двух происходящее на танцполе достигает своего максимального великолепия. Если хотите увидеть представление во всей красе, лучше прийти заблаговременно.
Танго-туризм стал прибыльным бизнесом, и многие иностранцы приезжают в отпуск в Аргентину с единственной целью — научиться танцевать танго на его родине. В результате каждый год в один только Буэнос-Айрес съезжаются порядка ста тысяч европейцев, и все ради одного — ради танго.
Где научиться танго
Уроки танго в Буэнос-Айресе — один из главных видов услуг для туристов. Их преподают и в школах, и на частных занятиях. Но если вы приедете сюда, чтобы научиться танцевать, не стоит записываться на первые попавшиеся курсы. Под видом профессиональных преподавателей легко могут оказаться так называемые такси-дансеры, которые и сами-то знают танго только по верхам. А заработок на танго в Аргентине — слишком лакомый кусок, чтобы от него отказываться. Поэтому маэстрос — опытные танцоры — рекомендуют выбрать и проверить школу заранее или идти в крупнейшие в Буэнос-Айресе школы, такие, как Tango Classes with Lucia & Gerry, Tango & Tango, Vamos Academy, La Mandrilera, Discépolo, Escuela Mundial de Tango Gabriela Elías.
Приехать в Буэнос-Айрес ради уроков танго можно и в полном одиночестве — не сомневайтесь, пара вам обязательно найдется. Чтобы сделать свои первые шаги в мире танго, подойдет абсолютно любая одежда — главное, чтобы вам было удобно и комфортно, и чтобы ничего не стесняло движений. Для женщин подойдут самый обычный топ с юбкой или легкое платье средней длины, а мужчинам будет достаточно рубашки и легких брюк. А вот туфли лучше купить специальные для танго — тогда и суставы не испортите, и вращаться сможете. И танцуйте на здоровье!
5 фильмов, где есть прекрасные танцы, — выбор Милы Комраковой
«Стена», 2022
Шесть пар танцуют страстное танго и разрисовывают из баллончиков серую стену, каждая — в свой цвет. Фильм стал лучшим танцевальным фильмом года на Малом Каннском Кинофестивале.
«Танцовщица», 2016
Сюжет повествует о встрече автора первых движений танца модерн Лои Фуллер и знаменитой Айседоры Дункан. Кино знакомит с несколькими страницами из жизни обоих, хоть и не является биографическим.
«Урок танго», 1997
В попытке выйти из творческого кризиса главная героиня Салли отправляется в Париж, где знакомится с танцором Пабло. Салли берет несколько уроков танго и становится буквально одержима танцем.
«Кордебалет», 1985
Главный герой фильма в исполнении Майкла Дугласа — режиссер мюзиклов на Бродвее. Из десятков претендентов он должен выбрать только восемь человек, которые станут частью команды.
«Кармен», 1983
Сюжет постановки так влияет на участников действа, что уже невозможно понять, где кончается спектакль и начинается реальная жизнь. Фильм получил два приза в Каннах и был номинирован на «Оскар».