Споры не утихают: новое исследование ДНК динго показывает, что их дважды завозили на Зеленый континент

Древнее ДНК опровергает версию о «домашних» корнях животных

10 июля 2024Обсудить

Исследователи из Университета Аделаиды и Технологического университета Квинсленда с коллегами обнаружили, что дикие собаки динго — эндемик Австралии могли попасть на континент не за одну волну миграции и с разницей в несколько тысяч лет.

Анализ древних ДНК показал, что популяции на востоке и на западе материка отличались уже около 3000 лет назад. Кроме того, в их генофонде практически нет следов скрещивания с домашними собаками. Исследование опубликовано в журнале PNAS.

Ученые до сих пор не пришли к единому мнению насчет происхождения дикой собаки динго, обитающей в Австралии. Даже видовых названий у нее три, потому что одни исследователи считают, что это одичавшие потомки домашних собак переселенцев на Зеленый континент, другие – что родственники (подвид) волков, третьи – что это самостоятельный вид.

Ранее исследование международной команды, которая сравнила ДНК современных динго, домашних собак и волков из разных концов света, показало, что дикие австралийские собаки произошли от восточноазиатских псов. Они прибыли в Австралию с полинезийцами-охотниками 6-7 тысяч лет назад. Предположительно с Явы, Суматры и Новой Гвинеи.

В новой работе специалисты изучили ДНК девяти древних представителей динго, чьи останки были найдены в разных частях континента, включая самый старый из известных геномов этих животных. Возраст образцов варьировался от 400 до 2746 лет, что предшествует завозу домашних собак европейскими колонистами. Данные сравнили с ДНК современных динго, новогвинейских поющих собак (тоже диких), волков и с геномами домашних собак.

Результаты показали, живущие сегодня в Австралии две популяции динго – на восточном и на западном побережье – «разошлись» уже более 3 тысяч лет назад. Восточные динго уже тогда были больше похожи генетически с поющими собаками из лесов Новой Гвинеи, чем со своими западными австралийскими сородичами. Это свидетельствует об отдельных миграциях динго в Австралию между 8000 и 3000 лет назад.

«Происхождение динго - результат по меньшей мере двух волн миграции с различным родством с певчими собаками Новой Гвинеи. Также мы получили дополнительные доказательства того, что современные динго имеют мало геномных предков с другими линиями домашних собак, вместо этого происходя в основном от древних псовых, завезенных на материк тысячи лет назад», - пишут авторы исследования.

По словам ученых, потребуются дополнительные исследования, так как связь с современными новогвинейскими дикими собаками может быть и обратной. Например, если австралийские динго в какой-то момент попали обратно на острова вместе с людьми с востока Австралии.