Южный Судан — африканское государство, получившее независимость только в 2011 году. Совсем недавно между ним и Суданом велись бои, но сейчас обстановка поутихла и в страну потянулись люди с фотоаппаратами.
Станислав Белоглазов объехал больше 130 стран, чтобы запечатлеть быт и традиции разных народов. На этот раз его выбор пал на Южный Судан и уникальное племя мундари. Из недельной поездки он привез много фото и впечатлений, которыми
Пластиковая бутылка — это ценность
Южный Судан состоит из деревушек, где даже строений как таковых нет. Там обычная пластиковая бутылка из-под воды — это реальная ценность, потому что с ней можно пойти на пересохшую реку, выкопать ямку, подождать, пока натечет мутная вода, набрать в эту бутылку и принести к себе в этот вот скотный лагерь, где мундари живут со своими коровами.
Мундари используют калабасы — пустые тыквы, которые превращают в сосуды для переноса жидкости. Поэтому все из современного мира им очень любопытно и интересно.
«Прощупывают» гостей
Еще забавляет, с каким интересном они смотрят на европейцев. Взрослые могут подойти и с любопытством начать разглядывать не просто наши белые тела, а еще и волосики на теле, потому что на их коже нет растительности. А дети, не заморачиваясь на условности, просто подходят и трогают кожу и волосы на белых голых ногах фотографов-путешественников.
Для них удивительно, что у человека на ногах или на груди могут быть волосы. Они могут подойти и прямо руками потрогать открытые части тела.
Мы же видим их автоматы Калашникова, берем в руки, отщелкиваем рожки — интересно, заполнены они патронами или нет. Смотрим, в чем они варят свои каши и как разводят огонь в хижинах, а они вот нас всячески ощупывают, смотрят, трогают, из чего мы состоим.
Шрамы — украшают не только мужчин
Еще у них живы ритуалы с искусственным нанесением шрамов, у которых, конечно же, не чисто декоратическая роль, как у европейцев, которым нравится ради моды резать себе кожу, а также делать туннели в ушах, дырки в носах, пирсинги и привычные нам татуировки. Для племен в шрамировании есть свой сакральный смысл.
Во-первых, принадлежность к племени — разные шрамы наносятся в разных племенах, по этим шрамам сразу распознают, свой ты или чужой. Во-вторых, еще более практичные символы: девушка достигла половой зрелости и готова выйти замуж, поэтому на ее тело мать наносит шрамы, которые показывают всему обществу, что это дочь на выданье.
Лезвиями они делают не только шрамирование, но и прически. А чтобы остался шрам, мало один раз пройтись лезвием по коже. Если просто разрезать кожу, она через неделю уже заживет практически без следа. Чтобы шрам получился грубый и широкий, надрез делают несколько раз. Как только всё — режут снова.
Эти лезвия, которыми они делают шрамы, — одни из тех подарков, которые мы привозили как нужные для жизни. Также они с удовольствием целыми мешками забирали себе обычную соль, которая для них тоже ценность, потому что ее сложно добывать в Африке.
Спят на коровах
Вместо электричества у них солнечные батареи. И да, сотовая связь работает, телефоны заряжают от этих вот солнечных батарей. А телефон — не только для общения, с него еще и музыку слушают. При этом они не умеют читать и писать, но умеют пользоваться сотовой связью.
Мундари не строят домов. Спят, положив голову на корову у костра, в котором всю ночь тлеет навоз. Он дает немножко тепла и отгоняет мух, комаров.
В деревнях тех племен, которые живут уже в домах, есть маленькие приподнятые от земли круглые домики — там место хранения зерна и прочих запасов. Это племена лотуко, бойя, топоса. Они земледельцы, а не кочевые скотоводы, как мундари. В деревнях также разводят кур, поэтому есть хоть какое-то разнообразие в еде..
Живут на каше и молоке
В гостях у племен из еды, конечно, нечего пробовать. Мундари живут только на каше и парном молоке. Они могут его пить прямо из-под коровы, сразу из вымени. А еще иногда они пьют кровь коров.
Убивают и съедают коров они, только когда она стала совсем старой или покалечилась, но это происходит не так часто. Коровы для них как родственники. Они с ними прямо как с родными обращаются и живут практически без мясной пищи.
Помнить про осторожность
Мы, конечно, оформляли много разрешений — разрешение на наш приезд, визы, отдельное разрешение на провоз фотокамер, потому что все-таки там военные у власти, которые всё контролируют. И каждый день водители получали отдельное разрешение, через какие посты можно ехать, а через какие — нет.
Одну из дорог, по которой мы планировали ехать, закрыли, потому что местные племена затеяли атаковать друг друга. В столице мы читали подробности в местных бумажных газетах. По дорогам вдали от столицы мы ехали с вооруженной охраной.
Одно племя может напасть на другое, убить мужчин, сжечь дома, забрать женщин и коров и уйти к себе в деревню.
Одной из машин у нас был пикап, в кузове которого сидели два вооруженных автоматами охранника и смотрели, чтобы не было никаких вот таких фокусов, которые местные могут выкидывать. Но днем всё более-менее спокойно, мирно и безопасно.
Это не какие-то путешествия по военным зонам, не какой-то такой безумный экстрим. Вполне нормальные путешествия, просто нужно нанимать охранников.
Южный Судан — африканское государство со столицей в городе Джуба. Граничит с Эфиопией, Кенией, Угандой, Конго, Центральной Африкой и Суданом.
Большую часть страны занимают болота и леса. Заповедные территории Южного Судана — вторые в мире по величине миграции диких животных. Осадки здесь выпадают большую часть года, и только 2-4 месяца практически не бывает дождей.
День независимость — 9 июля 2011 года. Однако в стране продолжают вспыхивать конфликты и восстания. Так, с 2013 по 2020 годы в Южном Судане шла гражданская война. Итогом стало создание коалиционного правительства.
По материалам