Как масса самолета связана со стоимостью авиаперевозок
Пока весь мир уже несколько лет подряд говорит о том, что дискриминировать людей из-за внешности — это средневековье, в авиакомпаниях придерживаются иных взглядов. Здесь ставят совершенно другой вопрос: «Хочешь летать? Плати!»
Дело в том, что авиакомпании руководствуются несколько другими соображениями. В частности, им приходится выбирать между собственными расходами, риском вообще никуда не полететь и всеобщим равенством. А все потому, что у каждого воздушного судна есть максимальный вес, выше которого двигатель не поднимет (либо поднимет, но быстрее выработает топливо в полете).
Показатель складывается из массы самого лайнера, багажа, людей, включая экипаж и пассажиров, их ручной клади, бортового питания, воды, в общем, всего, что находится на борту. Из всех этих факторов самый непредсказуемый — масса пассажиров. Например, уже известна история, когда в Японии из-за сумоистов могла бы произойти авиакатастрофа, но перевозчик вовремя спохватился и организовал для спортсменов еще один борт.
И когда на одной чаше весов лишние тысячи долларов на топливо, а на другой современные представления об этике и человеческом теле, для бизнеса выбор очевиден.
Что думают об этом сами пассажиры
Так стоит ли делать перелеты дороже для тучных людей? Профессор гостиничного менеджмента в колледже бизнеса и экономики при Университете Нью-Гэмпшира
Исследователи опросили более 1000 пассажиров и предложили им выбрать один из трех вариантов тарифной политики:
все пассажиры платят единую цену;
пассажиры с лишним весом должны доплачивать;
тариф надо высчитывать для каждого пассажира индивидуально, учитывая общую массу тела и перевозимого багажа.
Больше половины респондентов сочли, что стандартная ценовая политика наиболее приемлема. Кроме того, почти 60% опрошенных высказались о том, что доплата за лишний вес — это перебор и вообще дискриминация. В то же время молодые пассажиры оказались более открыты ко второму варианту. Его же поддержали респонденты с более высоким доходом и те, кто часто летает.
Авторы исследования говорят, что результаты их работы не призывают одобрять дискриминирующую ценовую политику, но подчеркивают, как общественные нормы часто могут противоречить устойчивым практикам. А настоящий вопрос, говорят они, заключается в том, как разработать такое ценообразование, которое «будет способствовать устойчивому выбору, не нацеливаясь несправедливо на определенные сегменты клиентов».
Тем временем, пока ученые выдают столь расплывчатые формулировки, в аэропорту Хельсинки уже начали взвешивать пассажиров перед посадкой. Пока — добровольно.