Луговые люди
Так на Руси звали жителей будущей Йошкар-Олы, когда этот город зарождался в конце XVI века. Он был основан на реке Кокшайке и назывался Царевококшайск, а в 1927 году получил привычное нам сегодня имя. С «лугового», то есть марийского языка название столицы Марий Эл переводится как Красный город, то есть красивый. Сегодня здесь тоже говорят по-марийски — язык в республике признан официальным наряду с русским.
Из названия коренного народа кажется, что Марий Эл — это бескрайние луга и поля, но на самом деле большая часть территории покрыта густыми лесами, а ее столица — один из самых зеленых городов России. Поэтому особенно приятно погулять здесь летом.
В городе много лесов и рощ, которые хранят поверья луговых мари, но исторических памятников почти нет. Именно поэтому в Йошкар-Оле собрали копии известных достопримечательностей России и Европы. В конце 2000-х город начали застраивать зданиями, напоминающими знаменитые постройки.
Все достопримечательности Йошкар-Олы находятся так близко к друг к другу, что их можно осмотреть за пару дней самостоятельно. Итак, в путь!
Красная площадь в миниатюре
На противоположных берегах Кокшайки стоят Спасская и Благовещенская башни, копирующие Московский кремль. На Благовещенской башне Йошкар-Олы тоже есть куранты, как и на московской Спасской, но она на 15 метров ниже оригинала. В городе есть и кремль, наверное, самый молодой в России. Он возведен в XXI веке, как и большинство достопримечательностей Йошкар-Олы.
Первый кремль на этом месте был из дерева и не сохранился до наших дней. Сейчас территория Царевококшайского кремля включает четыре башни, парк и часовню Покрова Пресвятой Богородицы. В культурно-исторический комплекс входят также Дом земского исправника и Дом купца Наумова, одни из немногих сохранившихся дореволюционных зданий Йошкар-Олы.
Правый берег Малой Кокшайки со стороны Воскресенской набережной, считается православным центром Йошкар-Олы. Помимо кремля, здесь находятся православные храмы: Воскресенский собор и Троицкая церковь. Именно эта часть города хранит его историю и традиции.
Здесь стоит посетить Музей народно-прикладного искусства и Национальный музей Республики Марий Эл имени Тимофея Евсеева. Там на примере марийской девушки Айвики вы узнаете о быте и фольклоре марийцев, обрядах и легендах, под какую музыку они сказываются и в чем особенность марийского языка.
Набережная Брюгге
Копия этой достопримечательности тянется вдоль реки Малой Кошкайки от Вознесенского до Театрального моста. Эта открыточная панорама отсылает к фламандскому стилю. Отражения трехэтажных домиков из красного кирпича с шпилями и лепниной в воде действительно напоминают типичный городской пейзаж на севере Европы.
В этих зданиях располагаются министерства, ведомства и другие административные учреждения. Во всей своей красе набережная предстает вечером, когда включается подсветка.
Набережная Амстердам
На правом берегу Малой Кокшайки, с противоположной стороны от Брюгге, находится Набережная Амстердам. Набережную Брюгге отличает пестрота цветных домиков разной высоты, «голландская» более сдержанна. Дома бордового оттенка уменьшаются в обе стороны от центральной постройки — Театра юного зрителя. Что находится в этом здании, подсказывают фигуры персонажей детской литературы, рассаженные по всему фасаду.
Немецкая готика
Продолжая путешествовать по Европе, не выезжая из Йошкар-Олы, можно полюбоваться на баварский замок «Нойшванштайн». Его построили для Республиканского театра кукол. Местный «Нойшванштайн» входит в композицию Набережной Брюгге и находится на Патриаршей площади по соседству с другим замком.
Дворец дожей
Здание Национальной художественной галереи Йошкар-Олы очень напоминает Дворец дожей, что уже шесть веков украшает площадь Святого Марка в Венеции. Место, где находится галерея, называется именем основателя города — военачальника Оболенского-Ноготкова.
Самое интересное на фасаде — башенные часы с циферблатом глубокого синего цвета, обрамленным мозаикой, изображающей звездное небо. Каждый час в окошке в верхнем углу над часами появляется образ Божией Матери, а внизу ослик везет икону «Троеручица» под музыку из религиозной пьесы.
В XIII веке во время войны с турками жители осажденного сербского городка привязали икону к ослу, который, не привлекая внимания врагов, вывез образ в монастырь на Афоне. Эта композиция символизирует сошествие Богоматери на марийскую землю.
Куранты «Двенадцать апостолов»
Достопримечательности Йошкар-Олы хоть и откровенно пускают пыль в глаза туристу, но подчас удивляют деталями. Кроме «Троеручицы», здесь можно увидеть композицию «Вход Господень в Иерусалим». Она соединена с часовым механизмом курантов на Патриаршей площади.
Каждые три часа с 9 до 21 Иисус выезжает на ослике, а за ним следуют двенадцать учеников. Представление длится восемь минут, увидеть его можно на фасаде здания в виде средневекового замка на Патриаршей площади, что на левом берегу Малой Кокшайки.
Парадоксы города Й
Архитектурный «винегрет» Йошкар-Олы вызывает разные чувства у жителей и гостей. Первые негодуют, что его исторический центр не отражает этнической идентичности республики, а вторые часто уезжают, так и не прочувствовав атмосферу, теряющуюся за пестротой достопримечательностей.
Да, Йошкар-Ола — место, где на одной набережной Гоголь может соседствовать с Рембрандтом, а образцом счастливой семьи считаются принц Монако и его супруга, потому что эта пара импонировала одному из экс-губернаторов. Памятник Петру и Февронии здесь тоже есть, только стоит он не у ЗАГСа, а на набережной Брюгге, теряясь в тени огромного замка…
Нельзя сказать, что Йошкар-Ола — город контрастов. Это, скорее, уездный гоголевский город N, где есть место всяким небылицам и диковинкам. Может быть, вовсе не случайно Гоголь упомянул Царевококшайск в «Мертвых душах». Сюда попадаешь, как в сказочное царство абсурда, где совмещаются эпохи, стили и веяния. А за этой архитектурной катастрофой иронично наблюдает, закинув ногу на ногу, символ города — Йошкин кот.
«Использовали запрещенные приемы»: комментарий эксперта
С точки зрения архитектуры в Йошкар-Оле использованы все запрещенные приемы: и копирование существующих объектов, и использование материалов, далеких по качеству от оригиналов. На первый взгляд, получается довольно слабая попытка подражания.
Однако нужно учесть тот факт, что совсем недавно в этом городе почти не было достопримечательностей. Так что оценивать его достопримечательности нужно не с точки зрения архитектуры, а с точки зрения туризма. Для чего построены все эти «подделки»? Чтобы приехали туристы. Если люди приезжают посмотреть на местные «Амстердам» и «Венецию», значит, все получилось.