Танкеры «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» потерпели крушение в южной части Керченского пролива 15 декабря 2024 года. Каждый из них был доверху гружен мазутом — по предварительным оценкам Минтранса в воду попало порядка 2400 тонн нефтепродуктов.
Ущерб природе, а заодно экономике Краснодарского края, берег которого оказался замазучен и теперь под вопросом турсезон, пока не оценивали. Да и сделать это будет непросто. Экологи, с которыми поговорили журналисты
Какие штрафы и за что назначил суд
Спустя два месяца после катастрофы дело о крушении танкеров и разливе мазута добралось до суда. Арбитражный суд в Краснодаре привлек к административной ответственности, то есть оштрафовал за нарушение технических регламентов, компанию «Волгатранснефть» — именно она владеет танкером «Волганефть-239». Она должны выплатить 600 тысяч рублей. Еще 30 тысяч рублей штрафа назначили компании «Кама шиппинг» — ее называют владельцем танкера «Волгонефть-212».
Кстати, 600 тысяч рублей — это за два судна: 300 тысяч за печально известную «Волгонефть-239» и еще столько же — за танкер «Волгонефть-109». Последний подал сигнал бедствия 17 декабря около порта «Кавказ». Наказание не самое суровое даже в рамках озвученной административной статьи — она предусматривает для юридических лиц штраф от 300 тысяч рублей до 600 тысяч рублей с возможной конфискацией «предметов административного правонарушения». Представители судовладельца уже заявили, что будут обжаловать решение.
Позиция судовладельца
«Вина предполагает, что судовладелец имел возможность выполнить требования закона, но не выполнил их. Мы же ссылались в суде на то, что у нас не было возможности выполнить данные требования закона», — цитирует
Напомним, оба потерпевших крушения судна не должны были находиться в Керченском проливе по сезону — это установила проверка Ространснадзора. До 1 декабря танкеры обязаны были покинуть акваторию.
Но «Волгатранснефть» утверждает, что его вины в этом нет. Позиция компании следующая: судно в технически исправном состоянии встало на якорь еще 6 ноября, судовладелец был уверен, что до конца месяца его успеют разгрузить. Не успели. Хотя судовладелец пытался ускорить процесс, сообщая фрахтователю о возможном ухудшении погодных условий.
«Мы полагаем, что причиной крушения танкера „Волгонефть-239“ стала ветроволновая нагрузка, превысившая конструктивные возможности корпуса судна», — отметила Паутова.
Суды только начинаются
Это было первое судебное разбирательство по делу о крушении танкеров в Керченском проливе. Иски в арбитраж также направила Морспасслужба. Ведомство требует возместить затраты на ликвидацию последствий крушения танкеров. Первый иск будет рассмотрен 20 февраля.
При этом стоит добавить, что взыскания за экологический ущерб, скорее всего, будут считать отдельно — поэтому пока нельзя говорить, что кто-либо «легко отделался». Капитанов танкеров тоже ждет ответственность — в отношении них возбуждены уголовные дела, связанные с нарушением правил безопасности.
Читайте также: «В 8:40 судно переломилось на две части»: крушение танкера «Волгонефть-212» в Керченском проливе глазами механика.