Александр Суворов — один из самых известных полководцев своей эпохи. Командуя армиями, он не потерпел ни одного поражения, а за свои заслуги был удостоен множества наград своего времени. «Вокруг света» вспоминает битвы, которые вписали имя Суворова в историю.
Сражение при Козлуджи
Эта битва фактически положила конец Русско-турецкой войне времен Екатерины II, которая позволила России получить выход к Черному морю. В 1774 году армия под командованием генерал-поручиков Александра Суворова и Михаила Каменского получила приказ взять крепость Шумла, но единственная дорога к ней шла через город Козлуджи (территория современной Болгарии), где расположилась армия Османской империи.
Общая численность отрядов Суворова и Каменского составляла около 24 тысяч человек, а в турецком лагере находилось примерно 40 тысяч военных. Кроме того, турки занимали сильную позицию на возвышении, а сам бой проходил в узком проходе, что значительно осложняло сражение.
Битва продолжалась весь день в сильную жару, при этом русские вступили в сражение после ночного марша и, как писал Суворов, перед боем не успели даже поесть. Однако им удалось отбить у османов важную позицию на возвышенности и обратить неприятеля в бегство.
В этом бою турецкая армия, почти в два раза превосходившая российские силы, потеряла 500 человек убитыми — а среди русских при сражении погибли менее 100 человек. Победа при Козлуджи практически вынудила Османскую империю подписать Кючук-Кайнарджийский мирного договор, давший Российской империи заветный выход к Черному морю. Кстати, Козлуджи впоследствии переименовали — сейчас город называется Суворово.
Кинбурнская баталия
Спустя 13 лет после заключения Кючук-Кайнарджийского мира Турция снова объявила войну Российской империи. Одной из значимых битв этой войны стало сражение за слабую крепость Кинбурн, расположенную напротив турецкой крепости Очаков.
В 1787 году турки высадили свой десант на Кинбурнской косе, османские силы подготовили траншеи и земляные укрепления, кроме того, турецкий флот помогал десанту с моря своей мощной артиллерией.
Обороной на этом участке командовал Александр Суворов, в его распоряжении было четыре тысячи военных — на тысячу меньше численности турецкого десанта. Несмотря на сложность условий, полководцу удалось разбить врага — сам он за эту битву был дважды серьезно ранен, в бок и в руку, и даже чуть не погиб.
Сражение при Рымнике
После битвы за Кинбурн война продолжалась, к ней присоединилась Австрия, начавшая боевые действия против Турции для поддержки Российской империи. В 1789 году османы хотели разбить австрийские силы, пока русская армия отвлеклась на поход к турецкой крепости Измаил.
Против австрийцев выступила стотысячная армия османского великого визиря, однако Александр Суворов успел привести свой семитысячный корпус на помощь союзникам. Объединенное русско-австрийское войско насчитывало 25 тысяч человек — в четыре раза меньше, чем у противника.
Армии столкнулись у румынской реки Рымник: Суворов, несмотря на численное преимущество противника, отказался занимать оборонительную позицию и настоял на немедленном наступлении. Он сделал ставку на эффект неожиданности и скорость атаки и смог разбить турок «по частям».
В этом сражении полководец также применил рискованную тактику, решив бросить на левый фланг противника сначала конницу, за которой шла пехота — риск оказался оправданным, так как кавалерия преодолела недостроенные укрепления турок и выиграла время для пехоты.
Совокупные потери союзников в этом сражении составили всего 600 человек, из них только 200 были российскими военными. Османы потеряли около 20 тысяч воинов.
Штурм Измаила
Считавшуюся неприступной турецкую крепость Измаил российские войска взяли также под командованием Суворова в 1790 году. К моменту прибытия полководца к крепости она уже находилась в российской осаде, однако захватить ее было непросто — Измаил сам по себе был хорошо укреплен, к тому же в нем находился сильный гарнизон, собранный из отступивших после других сражений турецких воинов.
Суворов серьезно готовился к штурму: неподалеку от крепости построили точные копии ее ключевых укреплений — там российские войска несколько дней тренировались. Перед нападением командующий направил коменданту Измаила ультиматум с требованием сдаться, но ему ответили: «Скорее Дунай потечет вспять и небо упадет на землю, чем сдастся Измаил».
Силы Суворова напали на крепость затемно, чтобы иметь достаточно времени днем для завершения боя внутри Измаила. Сам же полководец стремился ввести противника в заблуждение: до атаки он регулярно появлялся в одном и том же месте напротив крепости, что вынуждало турок стягивать силы именно на это направление. К утру русские прорвались в крепость, к вечеру — она окончательно пала.
В этом бою силы Османской империи вновь превышали российские — минимум 35 тысяч человек против 31 тысячи. При этом Турция потеряла 26 тысяч убитыми, а войско Суворова — до четырех тысяч.
Подавление восстания в Польше
В 1794 году Александра Суворова направили на подавление восстания в Польше, которое вспыхнуло после раздела страны между Российской империей и Пруссией в предшествующем году. Восстание возглавлял известный польский военный деятель Тадеуш Костюшко, сторонник идей Великой французской революции.
Ключевым сражением Суворова в ходе этой кампании стал штурм Праги — предместья польской Варшавы. Взятие важного укрепления привело к капитуляции мятежников и стало одним из самых значимых в карьере полководца — за эту победу он был удостоен звания фельдмаршала.
После подавления восстания произошел новый раздел Польши, в результате которого она прекратила свое существование как отдельное государство до 1918 года.
Итальянский поход
В 1799 году император Павел I отправляет Суворова в итальянский поход — по просьбе союзников по антифранцузскому блоку российский полководец становится во главе русско-австрийской армии в борьбе против Франции, оккупировавшей часть Италии.
Самым важным — и самым сложным — стало сражение при городе Нови. Мало того, что у французов были значительные преимущества, так еще и австрийские союзники, испугавшиеся усиления Российской империи, мешали успеху союзных войск.
Французы заняли выгодное стратегическое положение, расположив Нови в центре растянутой линии обороны. Первоначальные попытки Суворова взять укрепление не увенчались успехом — его атаки в центр французского построения были отбиты. Нови был захвачен только с пятой попытки, труднейшее сражение в карьере полководца длилось 15 часов. Союзная армия потеряла шесть тысяч солдат — только треть из них были русскими, а французы лишились до 20 тысяч человек.
Сражение при Нови завершило освобождение Северной Италии и дало союзным войскам возможность для похода на Францию, однако Австрия пренебрегла этим шансом, решив перенести боевые действия в Швейцарию.
Швейцарский поход
В том же 1799 году Суворов двинулся в Швейцарию — там также велась борьба с французскими силами. Кратчайшим путем из Северной Италии на новое место сражений стал переход через Альпы — знаменитый подвиг российского полководца.
Спешка объяснялась необходимостью оперативно прийти на подмогу российскому корпусу под командованием генерал-майора Александра Римского-Корсакова: австрийцы решили переместить свои силы, находившиеся в Швейцарии, и оставить русских почти один на один с армией французского генерала Андре Массены, имеющей почти двукратное преимущество в живой силе.
Переход через Альпы осложнялся не только сложностью местности, но и тем, что эта территория контролировалась французами — в процессе перехода войскам Суворова приходилось вести бои с противником.
Кроме того, Римский-Корсаков был разбит, и французы бросили свои силы на борьбу с Суворовым — русские солдаты, почти лишенные боеприпасов и продовольствия, оказались в окружении превосходящей их по численности армии.
Полководцу удалось не только вывести свой корпус из окружения, но и нанести Массене сокрушительное поражение: французы тогда потеряли от трех до шести тысяч убитыми и более тысячи ранеными, русские — около 700 человек убитыми и ранеными.
После итальянского и швейцарского походов Суворов получил звание генералиссимуса, однако эта кампания сильно подорвала здоровье военачальника — он скончался уже в России в мае 1800 года.
Материал опубликован в мае 2021, частично обновлен в ноябре 2022