О том, как трансформировался стиль и жизни, и одежды в 20-е годы XX века, рассказывает историк моды, эксперт Академии дизайн-профессий Pentaschool Иван Шуринов.
Первая мировая война затронула каждую семью в Европе, однако всемирное потрясение также дало толчок к развитию экономики. Появлялись новые поезда, начали развиваться авиация и автомобилестроение. Химическая промышленность возрождалась, усовершенствовалась конвейерное производство. Возник спрос на новые материалы и товары. А вместе с тем появились или окрепли новые стили в искусстве — от ар-деко до сюрреализма.
Как преобразилась женская одежда
После войны женщины, которые трудились на фабриках и заводах вместо своих мужей, остались работать. Во многих европейских странах женщины получили право голоса. Им позволили учиться и получать образование, водить автомобиль, заниматься любыми видами искусства и спорта.
Это дало толчок к появлению первых дизайнеров, сменивших кутюрье «старого образца». Мода и стиль стали доступны всем слоям населения.
В этот период появилось множество нововведений, среди которых:
отказ от корсетов, смещение акцента с талии на бедра;
прямой или прямоугольный силуэт;
открытые плечи;
платья и юбки укоротились до середины икры и выше;
обилие трикотажа и джерси;
разнообразные головные уборы на основе шляпки-клош;
короткие стрижки и яркий макияж;
деловые костюмы, брюки, подражание мужским элементам в одежде.
Цвета и материалы
После войны, когда закончилось время траура, началась мода на разнообразие цветов. Ограничений не было: для выходов в свет женщины выбирали то, что считали красивым — от насыщенного красного до царственного пурпурного. Но все же в повседневной жизни предпочитали приглушенные оттенки.
Популярными материалами были трикотаж, мягкая шерсть и хлопковые полотна. Для праздничного вечера выбирали одежду из шелка и бархата. Появились ткани с пайетками, органза с блестками, летящие шифоновые материалы, бархат с тиснением, всевозможные варианты букле и огромное количество вышивок гладью металлизированными нитями.
Ар-деко и его влияние
Новые стили в искусстве повлияли на архитектуру, живопись, фотографию и, конечно же, моду. Возникший на рубеже XIX и XX века ар-нуво принес в моду флористические, энтомологические и орнитологические мотивы — узоры из бабочек, стрекоз, тропических лиан, птиц и другие. Достигший расцвета в середине 1920-х — начале 1930-х ар-деко под влиянием кубизма, футуризма и конструктивизма продвигал геометрические формы, воспевал торжество технического прогресса и бескомпромиссную роскошь.
Национальные и этнические мотивы
Еще одной особенностью стало использование в одежде экзотических мотивов. Самыми распространенными стали русские, египетские, индийские и китайские элементы. Интерес к русской культуре был подогрет дягилевскими сезонами, которые начались в 1909 году в Париже, а затем и волной эмиграции из бывшей Российской империи. Эмигранты подарили европейской моде кокошники и венцы.
Благодаря балетным постановкам Дягилева также в обществе появился интерес к шароварам, откровенным топам, экстравагантным тюрбанам, кимоно и широким брюкам. Такую одежду обычно украшали восточными орнаментами.
Открытие гробницы Тутанхамона вызвало большой спрос на все египетское. Цветовая палитра, черты египетского искусства и геометрические формы быстро нашли отклик в декоре и покрое одежды. В моду вошли широкие объемные браслеты на египетский манер, плечевые браслеты и стрижка каре, напоминавшая парик Клеопатры.
Мода для всех
Из-за разнообразия материалов модные платья теперь могли позволить себе все. Конечно, золотная вышивка не была доступна обычной секретарше, но можно было найти замену из синтетических ниток. То же касалось и ювелирной продукции — благодаря Коко Шанель на рынке появилась бижутерия.
Развивались журналы о моде — Vogue переживал свой расцвет, как и L'Officiel, и Harper’s Bazaar. Они помогали разобраться в тенденциях и подсказывали, что модно, а что считается моветоном. Были и более практические издания — многочисленные журналы с выкройками.
«Девочки-гарсон» и флэпперы
Экономические изменения, сформировавшие новое поколение, также сформировали и различные мнения о правилах жизни. Гардероб же был самым явным маркером принадлежности к той или иной группе.
Первыми, кто стал «выбиваться» из привычных стилей, были джазистки. В эпоху расцвета джаза мир поделился на два лагеря — тех, кто запрещал такую музыку, и тех, кто ее боготворил. Джазистки носили укороченные платья до колен и даже выше. Отличительной чертой их одежды стало обилие бахромы и кисеи, которая задорно разлеталась во время танцев. К концу 20-х стали популярны платья с открытой спиной, и на плечи также стали пришивать бахрому.
Другим явлением тех лет стали боевые подруги, или gun-moll. Так называли девушек, которые принадлежали миру гангстеров. Они подарили миру образ опасной роковой красотки. Для них характерны короткие платья выше колена и даже до середины бедра. Эти девушки ярко красили глаза, носили высокие чулки, меховые муфты и горжетки из натурального меха.
Стиль одежды гарсон (фр. «мальчик») носил феминистский характер. Сам термин появился благодаря названию романа Виктора Маргеритта «La Garconne», что означало «Женщина-мальчик». Одежда в этом стиле была похожа на школьную форму с прямыми юбками и такими же жакетами скромных цветов (черный, серый, коричневый). Декором и косметикой девушки-гарсон не пользовались, а волосы стригли в каре. Стиль гамин бы очень похож на гарсон, но отличался легкой небрежностью, так как символизировал юность и озорство. Он был более женственным, воздушным и наивным.
Но настоящим трендом того времени были флэпперы — независимые дерзкие девушки, вольнодумцы, готовые постоять за себя и свое мнение. Экстравагантные платья, короткие стрижки, укладка «холодная волна», ярко накрашенное лицо и ногти, каблуки — все это символизировало желание ворваться в мир веселья и беззаботности. Самой яркой представительницей этого направления была писательница Зельда Фицджеральд.
Дивы
В начале прошлого века появились первые кинодивы. Они диктовали миру, какая одежда в моде, а какую стоит забыть. Все девушки хотели быть похожи на них — Грету Гарбо, Марлен Дитрих, Коллин Мур, Глорию Свенсон и других. Их стиль восхищал и будоражил воображение.
Тенденции в моде задавали и танцовщицы. Мир рукоплескал Джозефине Бейкер, носившей мини-юбку. Экзотическая красавица задавала тренды на тропические мотивы — леопардовый, банановый и пальмовый декор.
Не стоит забывать, что искусство переживало свой второй ренессанс. На арену вышла аристократия, которая поддерживала художников и писателей. Одной из ярких персон того времени была маркиза Луиза Казати, которая жила искусством и хотела сама быть искусством. Она устраивала роскошные вечеринки, придумывала умопомрачивтельное оформление для своих особняков, старалась каждый раз удивить гостей.
Маркиза гуляла по городу с питоном на плечах и гепардом на поводке в ошейнике из драгоценных камней. На своих вечеринках она представала перед гостями в экстравагантных нарядах. Однажды попытка удивить окружающих чуть не стоила ей жизни. Маркиза вышла в наряде из электрических лампочек. Произошло короткое замыкание, и Луизу Казати с трудом смогли освободить от ее костюма.
Первые дизайнеры
Первым дизайнером принято считать Поля Пуаре. Но после войны его наряды казались вычурными, не соответствующими времени. Свою главную соперницу — Коко Шанель — он называл «изобретательницей роскошной бедности». Сама же мадемуазель Шанель переживала расцвет своей карьеры. Ее идеи перевернули модную индустрию. Благодаря ей появились:
костюмы и платья из джерси и трикотажа, которые были комфортными, простыми по форме и крою;
маленькое черное платье;
обязательная нитка жемчуга;
замена драгоценностей на бижутерию;
брюки-клеш;
бретонка или тельняшка;
пижама для сна, пляжа и отдыха.
Но у Шанель была еще одна конкурентка — Эльза Скиапарелли, которая в 1927 году представила свою первую коллекцию «display №1». Скиапарелли изначально специализировалась на вязаном трикотаже. Ее свитер с бантом на груди покорил модниц Парижа. Позднее Скиапарелли занялась искусством в сфере моды, и ее творчество сравнимо с достоянием Сальвадора Дали.
Другой же мастер от кутюр, Жан Пату, развивался в направлении спортивной моды. Он изобрел белую плиссированную юбка выше колена и белый кардиган без рукавов для теннисистки Сюзанн Ленглен. Это была первая одежда для конкретного вида спорта.
Еще одним мастером того времени была Жанна Ланвен. Она создала типичный для своего модного дома силуэт — прямой верх с опущенной талией в сочетании с пышной юбкой. Ее платья покупали на праздничные события — выпускные, официальные мероприятия и свадьбы. В своем творчестве госпожа Ланвен часто использовала русские и восточные мотивы, вышивки и меха.
В 20-е годы мода изменилась навсегда. Именно тогда стала развиваться модная индустрия, появились дивы и иконы моды, а стиль и красота стали доступны каждому. Началась точка отсчета в истории современной моды, и даже в 2020-х сохраняются элементы образов тех лет.