Французский художник Фернан Леже полжизни разными способами пытался решить одну и ту же многогранную задачу — как избавить живопись от изобразительных догм прошлого (кстати, его ранние работы, написанные в стили кубизма, оказали немаловажное влияние на формирование неопластицизма в Нидерландах и конструктивизма в Советском Союзе).
«Ныряльщики на желтом фоне»
Холст, масло
186,7 х 217,8 см, 1941
Хранится в Чикагском институте искусств, в США
На источник вдохновения, позволивший продвинуться в дальнейших изысканиях, Леже набрел в погожий день 1940 года в марсельской гавани, где увидел загорелых купальщиков, прыгавших с берега в морские глубины.
«Я сразу же был поражен траекторией их бронзовых тел в солнечном свете и воде. Чудесное, плавное движение. Именно с этих ныряльщиков началось все остальное: акробаты, велосипедисты, музыканты», — вспоминал впоследствии Леже, говоря о сериях своих полотен и литографий на любимые сюжеты: циркачи на арене, горожане, отдыхающие на природе…
Художник начал изображать всех этих людей в новой манере — не привязывая цвет к форме.
Тогда, в тревожные 1940-е, жизнеутверждающий сюжет о юных ныряльщиках помог ему пережить непростое время. В Марсель Леже привела не лучшая доля — он ждал там пароход, чтобы через Лиссабон уехать в Соединенные Штаты Америки из охваченной войной Европы, из частично оккупированной немцами Франции, где в то время уже начали преследовать авангардистов.
В Штатах Леже вспоминал о марсельцах, наблюдая за толпой в разноцветных купальных костюмах в общественном бассейне. Его завораживало пестрое смешение тел, отрывавшихся от земли перед погружением в глубину и на миг, казалось, избавлявшихся от гравитации. Продолжая работу над начатой во Франции серией «Ныряльщики», Леже старался освободить персонажей от контекста, цвет — от формы, а свое искусство — от традиций натуралистического изображения людей в пейзаже.
В Америке Леже часто общался с Пьером Матиссом, у которого встречается с другими художниками-беженцами.
После окончания Второй мировой войны Леже вернулся на родину, где еще несколько лет использовал в живописи художественные «находки», сделанные благодаря «Ныряльщикам».
(1) Пятна. Леже констатировал: «Я освободил цвет от формы, накладывая его большими плоскостями и не заставляя его соответствовать контурам предметов: так он сохраняет свою силу, так же, как и рисунок».
По словам художника, к такой манере с выделением и наложением монохромного цвета в композиции он пришел под впечатлением от неоновой рекламы Нью-Йорка. Его поразила легкость, с которой эти огни заливали разными цветами окружающее пространство.
(2) Люди. «Для меня человеческая фигура, человеческое тело имеет не большее значение, чем ключи или велосипеды. Это правда. Все это предметы, ценные с пластической точки зрения, которые я могу расположить как хочу», — заявлял Леже.
Художник изображал людей лишенными ярко выраженных индивидуальных черт и с бесстрастными лицами, поскольку персонажи были интересны ему не как личности, а как элементы композиции.
(3) Конечности. Руки и ноги ныряльщиков, обведенные замкнутым контуром, как будто существуют отдельно от тел находясь с ними рядом в свободном падении. Они важны художнику не как части персонажей, а как детали композиции, создающие динамичный массив.
«Чья это голова? Чья нога? Чьи руки? Я уже не знал. Поэтому я изобразил конечности разбросанными по картине. Делая так, я, считаю, более правдив, чем Микеланджело, когда он штудирует части мышц каждой конечности», — комментировал художник свои попытки передать движения нескольких тел ныряльщиков, такие быстрые, что сливаются перед глазами.
(4) Движение. Оно разнонаправленное. Художник как будто избавляет зависших в прыжке персонажей от необходимости определяться, в воздухе они или уже в воде, и подчиняться земному притяжению, двигаясь сверху вниз.
(5) Фон. Стремясь освободить изображение от законов перспективы, Леже не показывает конкретных пространственных ориентиров — только цветовые пятна.
(6) Контрасты. «Жизнерадостная брутальность» — так назвал искусство Фернана Леже арт-критик Жильбер Ласко. Сам художник отмечал: «Я не чувствую оттенков… Я чувствую только контрасты, силу». И тщательно выстраивал на своих картинах баланс этих контрастов: черного — с белым, теплых ярких, чистых цветов — с холодными, изогнутых линий — с угловатыми.
(7) «Ветвь». Переплетенные цветовые пятна слева показались художнику интересными сами по себе, и он написал похожие отдельно, а десять лет спустя изготовил керамическую скульптуру подобных же очертаний.
Художник
Фернан Леже
1881 – родился в Аржантене (Нормандия) в семье скотовода.
1900-1903 — перебрался в Париж в составе архитектурного бюро и поступил в Школу декоративных искусств, одновременно вольнослушателем посещал занятия в Школе изящных искусств.
1910 — написал полотно «Обнаженные в лесу», ставшее сенсацией на столичном Салоне «независимых». Разновидность кубизма Леже прозвали «тюбизмом» из-за цилиндрических форм.
1914-1917 — участвовал в Первой мировой войне.
1919-1950 — был женат на Жанне-Огюстине Лои, уроженке Нормандии.
1920-е — создал первые монументальные муралы, сотрудничая, в частности, с архитектором Ле Корбюзье.
1923-1924 — снял фильм «Механический балет».
1924 – начал преподавать в собственной школе живописи — «Современной академии».
1940-1945 — жил в США.
1945 – вступил в Коммунистическую партию Франции.
1952 – к тому времени вдовец, женился на своей ассистентке Надежде Ходасевич, художнице, уроженке Белоруссии.
Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 5, июль-август 2022