Отважный генерал изгонял испанских колонизаторов из Аргентины, Перу и Чили, но всеми возможными способами избегал государственных должностей. Каждый раз, когда освобожденной им стране переставала грозить опасность, Сан-Мартин покидал ее «налегке».
Потомственный военный с аргентинскими корнями
Хосе де Сан-Мартин появился на свет 25 февраля 1778 года в городе Япею на территории современной Аргентины, хотя точная дата его рождения остается предметом споров историков из-за противоречивых записей в сохранившихся документах. Он был пятым ребенком в семье испанского военного Хуана де Сан-Мартина, служившего губернатором Япею. Мальчик воспитывался в испанских традициях, но также контактировал с представителями народа гуарани.
В 1780-м отца Хосе отправили в отставку, а годом позже семья перебралась в Буэнос-Айрес, откуда в 1783 году Хуана де Сан-Мартина вызвали в Испанию, куда он и увез жену и детей, рассчитывая продолжить карьеру на родине. В 1784 году они ненадолго осели в Мадриде, но в итоге Хуану де Сан-Мартину предложили скромную офицерскую должность в Малаге. Точно не известно, какое образование успел получить его младший сын, но оно явно было фрагментарным — в 1789 году 12-летний Хосе да Сан-Мартин вступил в испанскую армию.
В течение нескольких лет он успел поучаствовать в сражениях в Северной Африке, где в 1795 году дослужился до звания прапорщика. Затем юноша попал во флот и сражался в Войне Второй коалиции на стороне союза Испании и Франции. Хосе даже ненадолго попал в плен к англичанам, но вскоре вернулся в Испанию. Он продолжал службу и в 1804 году был произведен в капитаны.
Во время французской оккупации, начавшейся в 1808 году, когда брат Наполеона Бонапарта Жозеф был провозглашен испанским королем, Хосе де Сан-Мартин сохранил верность свергнутой династии Бурбонов и испанской независимости. В июле того же года он участвовал в Битве при Байлене, закончившейся разгромом французов. После нее храброго офицера произвели в подполковники.
Затем последовали и другие битвы, включая кровавое Сражение при Ла-Альбуэра в 1811-м, но завершения Пиренейских войн в 1814 году Хосе де Сан-Мартин не дождался — в том же 1811-м он подал в отставку из испанской армии и в компании еще нескольких офицеров отправился в уже бывшее южноамериканское Вице-королевство Рио-де-ла-Плата, где незадолго до этого произошла Майская революция, положившая начало Войне за независимость Аргентины. Поводом для нее послужила продолжавшаяся оккупация французами большей части Пиренейского полуострова, а вместо вице-королевства были провозглашены Соединенные провинции Рио-де-ла-Плата, включавшие территории современных Аргентины, Уругвая, Парагвая, Бразилии и Боливии.
Историки по сей день спорят, какие причины заставили Хосе де Сан-Мартина сделать такой выбор. Долгое время считалось, что он скучал по оставленной в детстве родине и принял идеи сепаратистов, хотя впоследствии стало доминировать мнение, что Сан-Мартин намеревался продолжить войну против наполеоновской Франции, а сторонником независимости южноамериканских провинций от Испании, которая, к слову, была провозглашена только в 1816 году, стал после возвращения на трон Фердинанда VII, который придерживался идей абсолютизма. Есть также версия, что Сан-Мартин и вовсе действовал первоначально в интересах Британии.
Латиноамериканские баталии
По прибытию в Буэнос-Айрес в 1812 году Хосе де Сан-Мартин получил от новых властей (Первого триумвирата) задание заняться подготовкой кавалеристов для армии. Заодно он стал сооснователем местной масонской ложи, в которую вошли и прибывшие с ним испанские офицеры. В сентябре того же года Сан-Мартин женился на 14-летней Марии де лос Ремедиос де Эскалада, происходившей из богатой семьи Буэнос-Айреса.
Вскоре ложа организовала переворот в Буэнос-Айресе, который привел к власти так называемый Второй триумвират, а Сан-Мартину принес чин полковника. В 1813 году Гренадерский кавалерийский полк Хосе де Сан-Мартина принял участие в битве с роялистами при Сан-Лоренсо, а в 1814 году под его командование передали потрепанную в боях Северную армию, которую он довольно быстро привел в порядок, после чего подготовил план вторжения в Перу.
Между тем, вернувшийся на трон в Мадриде Фердинанд VII решительно взялся за усмирение мятежных провинций за океаном, начав с разгрома сторонников независимости Чили. Их отряды во главе с будущим правителем Чили Бернардо О'Хиггинсом нашли убежище в провинции Куйо, губернатором которой был Хосе де Сан-Мартин. Успехи роялистов в Чили заставили его ускорить подготовку плана новой кампании, предусматривавшего переход через Анды. В Буэнос-Айрес он отправил предложение объявить Соединенные провинции независимым государством до начала похода.
Покоряя Анды
9 июля 1816 года Тукуманский конгресс не без поддержки Сан-Мартина объявил о независимости Соединенных провинций от Испании, а затем утвердил в качестве государственного уже использовавшийся флаг с белой горизонтальной полосой между двух голубых. Через пару лет на центральной полосе добавилось изображение Солнца — в таком виде флаг Аргентины существует по сей день.
Между тем Хосе де Сан-Мартин продолжал подготовку к походу Андской армии, базировавшейся в Мендосе. Припасы и снаряжение для нее собирались тщательно и при активном содействии жителей города — преодоление одной из высочайших горных систем мира обещало стать нелегкой задачей. «Мне мешает спать не сопротивление, с которым я могу столкнуться со стороны моих врагов, а идея пересечь эти огромные горы», — писал Сан-Мартин.
Армия выступила из Мендосы 19 января 1817 года под собственным (хоть и похожим на государственный) флагом, предложенным Сан-Мартином и сшитым при участии его супруги. Через горы войско, насчитывавшее несколько тысяч человек, двигалось, разделившись на две основные колонны и несколько небольших отрядов, которые прикрывали фланги.
Переход, выдавшийся гораздо более тяжелым, чем знаменитый переход карфагенского полководца Ганнибала через Альпы в 218 году до н. э., занял больше трех недель и не обошелся без потерь среди людей и животных — известно, что по дороге пали тысячи мулов и сотни лошадей, а число бойцов уменьшилось примерно на треть.
12 февраля 1817 года армия Сан-Мартина, насчитывавшая около 4000 человек одержала сокрушительную победу над заметно уступавшим ей в численности войском роялистов в Битве при Чакабуко. На следующий день Сан-Мартин и О'Хиггинс триумфально вступили в столицу Чили — Сантьяго.
Сан-Мартину предложили должность правителя Чили, но он, вероятно с учетом советов, полученных из Буэнос-Айреса, передал ее коренному чилийцу О'Хиггинсу. Отказался генерал и от денег: пять тысяч песо, которые пытались вручить ему в муниципалитете Сантьяго, он попросил передать на создание национальной библиотеки. Независимость Чили была провозглашена 18 февраля 1818 года, а затем Сан-Мартину и О'Хиггинсу пришлось отстоять ее в Битве при Майпу, положившей конец надеждам роялистов вернуть страну под власть испанской монархии.
С театра военных действий — на политическую арену
Подарив независимость Чили, Хосе де Сан-Мартин вернулся к планам освобождения Перу, предполагавшим высадку на побережье страны. Снарядить флот для этой операции оказалось непросто — в Соединенных провинциях Рио-де-ла-Плата шла гражданская война — но в итоге экспедиция была организована. 20 августа 1820 года корабли Сан-Мартина отчалили от берегов Чили, а 7 сентября Андская армия высадилась в 200 километрах от Лимы — столицы Перу. Противостояние с местными роялистами продолжалось несколько месяцев, но обошлось без крупных сражений, завершившись в пользу Сан-Мартина.
Триумфальному въезду в Лиму он предпочел тихое появление в городе на закате, но вот своего О'Хиггинса в Перу не нашлось, и Сан-Мартину пришлось против воли принять должность Протектора Перу. По инициативе новоиспеченного правителя в стране появились новые флаг и гимн, открывались библиотеки и школы. Сан-Мартин отменил неподъемные налоги для коренного населения и выступал за отмену рабства — дети рабов, появившиеся на свет после освобождения Перу от колонизаторов, были объявлены свободными гражданами. Протектор также запретил инквизицию и объявил свободу слова.
Тем временем испанцам все еще было под силу вернуть Лиму под свой контроль, но они по неясным причинам не воспользовались шансом, который имели их войска. Однако и позиции Сан-Мартина были довольно шаткими — флот, с которым он прибыл в Перу, отправился назад, а на помощь из Сантьяго или Буэнос-Айреса рассчитывать не приходилось. К диктаторским же методам управления для наведения порядка в Перу он прибегать не хотел.
Своеобразным спасителем для Сан-Мартина стал еще один герой Латинской Америки — Симон Боливар, который к тому времени успел освободить от испанского владычества территории современных Панамы, Венесуэлы, Колумбии и Эквадора, которые объединились в государство Великая Колумбия во главе с президентом Боливаром.
В 1821 году отряды, посланные Сан-Мартином и Боливаром, помогли отстоять объявившую независимость от Испании годом ранее провинцию Гуаякиль, нанеся поражение роялистам. Впрочем, независимость провинции закончилась ее присоединением к Великой Колумбии по решению Боливара, которое Сан-Мартин не стал оспаривать, рассчитывая на помощь последнего в борьбе с лояльными Испании войсками в Перу.
26 июля 1822 года два лидера встретились в Гуаякиле без свидетелей, поэтому о содержании их бесед остается только догадываться по их дальнейшим действиям и обрывочным сведениям из писем. Вероятно, они обсуждали возможность объединения своих армий под командованием Боливара при заместителе Сан-Мартине, но в это время в Лиме случились волнения, и Сан-Мартин в итоге предпочел уйти в отставку. Боливар же через пару лет полностью вытеснил испанцев из Перу и стал новым правителем страны, а также созданной на ее территории республику Боливию, названную в честь самого Боливара.
Наполеон наоборот
Политическая и военная карьера Сан-Мартина закончились, когда он покинул Перу, направившись сперва в чилийский город Вальпараисо, а затем в аргентинскую провинцию Куйо. В стране тем временем все еще шла гражданская война между федералистами и сторонниками конфедерации. Сан-Мартин предпочел не поддерживать ни одну из сторон, а после смерти своей 25-летней жены в 1823 году он вместе с шестилетней дочерью Мерседес отплыл в Европу. Возможно, он решил больше не участвовать в войнах, чтобы не оставить ребенка сиротой.
Отъезд Хосе де Сан-Мартина из Латинской Америки современники называли «Добровольной Святой Еленой», намекая на судьбу умершего двумя годами ранее Наполеона, сосланного на далекий остров в Тихом океане после поражения в Битве при Ватерлоо в 1815 году.
Сан-Мартин и Мерседес осели в Брюсселе, где девочка получала образование. Но спокойной их жизнь не была — Сан-Мартин регулярно получал новости из Южной Америки и отправился в Аргентину, когда страна начала войну с Бразилией, но в итоге его путешествие окончилось ничем и он вернулся в Брюссель. Во время начавшейся в 1830 году Бельгийской революции за независимость от Нидерландов восставшие предложили Сан-Мартину возглавить их армию, но он отказался и уехал с дочерью в Париж, спасаясь и от революции, и от эпидемии холеры. Последняя, впрочем, нагнала их, но Сан-Мартин и Мерседес одолели опасную заразу.
В 1837 году Франция начала морскую блокаду Аргентинской конфедерации. Сан-Мартин предложил лидеру страны Хуану Мануэлю де Росасу свои услуги в качестве военачальника, но получил отказ. В 1848 году престарелый Хосе де Сан-Мартин перебрался в городок Булонь-сюр-Мер на северном побережье Франции, где и скончался в августе 1850 года, вскоре после получения известия, что Аргентина добилась снятия второй и уже англо-французской морской блокады.
В завещании Сан-Мартин назначил Мерседес единственной наследницей, а свою прославленную саблю велел передать де Росасу. В своей последней воле он также просил не устраивать ему пышных похорон и переправить его останки в Буэнос-Айрес. Из-за продолжавшихся в Аргентине внутренних конфликтов сделать это сразу не получилось — только в 1880 году герой Аргентины с почестями упокоился в кафедральном соборе Буэнос-Айреса.
В памяти чилийцев, аргентинцев и перуанцев Сан-Мартин остался героем, которого часто называют не по имени, а Libertador — «Освободитель». Сегодня его сабля хранится в Историческом музее Буэнос-Айреса, есть в городе и музей самого Сан-Мартина. Памятники прославленному генералу и его Андской армии установлены в разных городах Аргентины, Чили, Перу, Франции и США. В 1970 году в Аргентине сняли фильм о жизни Хосе де Сан-Мартина под названием El Santo de la Espada (в русскоязычных источниках его обычно называют «Святой со шпагой», хотя дословно оно переводится как «Святой меча»).
Перуанский историк Мариано Фелипе Пас Сольдан удостоил Хосе де Сан-Мартина такой оценки: «Самый добродетельный из общественных деятелей, самый бескорыстный патриот. Человек, которому Перу, Чили и аргентинские провинции обязаны своей жизнью и политическим существованием».